В Центробанке рассказали, как уберечь средства от мошенников

В 2022 году мошенники использовали два метода для хищения средств: технический и психологические манипуляции.

фото: iStock
Читайте нас в: Google Новости
В 2022 году мошенники использовали два метода для хищения средств: технический и психологические манипуляции. Сначала они вводили в заблуждение, затем похищали личные данные и средства. В начале года статистика киберпреступлений снижалась. Но уже в 3 квартале количество снова выросло. С января по сентябрь мошенники похитили у граждан более 9 млрд рублей. Из них 6 млрд рублей люди потеряли, когда сами переводили деньги мошенникам и оставляли данные карты на разных сайтах.

Надо быть осторожнее, так как мошенники следят за информационной повесткой и используют актуальные поводы, чтобы вводить жертв в заблуждение. В 2022 году это была тема санкций. Мошенники звонили и предупреждали, что будут проблемы с переводом денежных средств и отключением системы SWIFT. Они также пугали уходом Visa и Mastercard, дефицитом валюты, сгоранием денег на банковских вкладах. 

Еще мошенники часто представлялись сотрудниками Центробанка. Они применяли многоуровневые схемы. Сначала звонил якобы сотрудник обычного банка, потом — Центробанка и сотрудник правоохранительных органов. Затем мошенники сообщали номер счета, на который надо перевести средства. Для достоверности они присылали фото документа с логотипом и печатью Банка России. Тут важно понимать, что такие удостоверения поддельные. ЦБ работает только с другими банками и не общается напрямую с физическими лицами.

«И Банк России, и коммерческие кредитные организации проводят активную работу по борьбе со злоумышленниками. Работы идут на всех уровнях: как на психологическом, так и на законодательном», — рассказал эксперт по кибербезопасности ГУ Банка России по ЦФО Алексей Потехин.

Банк России постоянно анализирует актуальные схемы кибермошенников. В 2022 году он сделал почти полмиллиона запросов операторам связи, чтобы они заблокировали телефонные номера мошенников. С января по сентябрь ЦБ обнаружил более 10 тысяч опасных интернет-ресурсов. Это на 68% больше, чем годом ранее. 

Как отметил Алексей Потехин, только технический метод не поможет, нужны психологические средства. Сейчас банки России не обязаны возвращать деньги, когда жертва добровольно переводит деньги. Но скоро это может измениться. 

«Банк России вместе с участниками рынка и экспертным сообществом предлагает внести определенные изменения в законодательство, чтобы люди могли рассчитывать на возврат средств даже в том случае, если они были обмануты и добровольно перевели деньги. Сейчас такой проект уже рассматривается в Госдуме», — отметил эксперт. 

Банк России ведет базу данных, где фиксируются случаи перевода денежных средств мошенникам. В нем есть так называемые дропперские счета, которые похитители используют  для получения и вывода средств. Если закон будет принят, банк клиента получит информацию из этой базы и вернет деньги.

ЦБ также планирует внедрить «период охлаждения». Это срок, за который клиент сможет обдумать и оценить действия, которые он совершил. Банк-плательщик приостановит зачисление денег на счет на 2 дня, если средства хотят отравить на дропперский счет. В этом будет участвовать и банк-получатель. Если он увидит, что счет принадлежит мошеннику, то приостановит обслуживание. В таком случае похититель не сможет вывести деньги со счета дистанционно.

«Никакие технические новшества, к сожалению, работать не будут, пока остаются люди, которые попадают в ловушку социальных инженеров. Поэтому многое зависит от людей», — подчеркнут специалист по кибербезопасности Алексей Потехин. 

Кем бы не представлялся незнакомец по телефону, не сообщайте ему личные данные. Это касается и конфиденциальной информации: трехзначного кода с оборотной стороны карты, кода подтверждения из смс, пароля для доступа в приложение банка, данных для входа в онлайн-банк. Не вступайте в диалог с мошенниками. Лучше позвоните оператору своего банка и узнайте, что случилось. 

Еще один совет от эксперта: заведите карту для покупок в интернете. Кладите на нее деньги только перед моментом оплаты товара. Даже если мошенники получат доступ к карте, они смогут похитить только часть ваших сбережений. Установите на телефон антивирус и антиспам-приложения. Они заблокируют около 50-60% звонков злоумышленников. 

«Всегда сохраняйте бдительность, спокойствие и здравую толику подозрительности. Особенно если дело касается ваших денег», — такую главную рекомендацию дал Алексей Потехин. 

Раннее мы писали, что появилась новая схема для взлома аккаунтов в мессенджере. 


Автор: Мария Широкова

Полная версия