Отечественные банкиры обеспокоены тем, что поправки к действующем закону «О потребительском кредите» потенциально несут угрозу кредитным картам. Соответствующий законопроект, цель которого – защитить интересы заёмщиков, был внесён в Государственную думу ещё весной. Следующее рассмотрение должно пройти уже в октябре.
Предполагается, что согласно новым положениям, банкам запретят обуславливать выдачу ссуды, т. е. предлагать приобрести страховки и другие дополнительные услуги. В том случае, если возможности сделать свободный выбор у заёмщика не окажется и его право тем самым банк нарушит, гражданин может претендовать на возмещение ущерба. Стоимость услуги вернут в двукратном размере.
О том, как данный законопроект отразится на заёмщиках и банках. В эфире «Радио 1» рассказала эксперт проекта ОНФ «За права заёмщиков» Александра Пожарская.
«На финансовом рынке есть такая устойчивая уловка – слабая сторона договора. Так вот это всегда потребитель. Потому что у организаций, банков, НКО. Страховых компаний и прочих кредитно-потребительских кооперативов как правило есть минимум один юрист, который отстаивает интересы своего работодателя. У потребителей, особенно – у физических лиц порой нет возможности обратиться даже за элементарной консультацией, я уже не говорю о том, чтобы завести себе юриста, который отстаивал бы его права на регулярной основе», – сказала Пожарская.
Ситуации, когда на финансовом рынке навязывают дополнительные услуги, встречаются часто, пояснила эксперт. Причём, отметила она, менеджеры делают это довольно искусно. Они не говорят прямым текстом о необходимости приобретения той или иной опции в нагрузку, но дают понять, что та или иная услуга будет полезной, в чём-то обязательно поможет и даст дополнительные преференции.
«Кредит доверия к финансовым организациям у нас в стране подорван уже много лет. Другой вопрос состоит в том, что у потребителей просто нет выхода. Им всё равно нужны деньги, какая-то страховка, тот же микрозайм. И без этого рынок никак не работает. А потом менеджеры говорят – ну вы же видели, что подписывали, куда переводили», – добавила собеседница «Радио 1».
По мнению Пожарской, банки очень сильно лукавят, говоря, что поправки могут им навредить:
«Это настолько невероятно цинично, что вызывает нервный смешок. Организации должны бороться за своих потребителей, прорабатывать условия, быть более клиентоориентированными. Именно в таком случая человек будет доверять и приносить им свои деньги».
При этом эксперт отметила, что, тем не менее, в последнее время происходят довольно внушительные изменения. Они позволяют говорить о начале построения качественной системы защиты прав потребителей финансовых услуг. Поэтому Пожарская надеется, что в конечном итоге поправки в закон «О потребительском кредите» будут приняты в том виде, который находится на рассмотрении.
Автор: admin