«В данный момент я скорее соглашусь с министерством энергетики. Безусловно мы сейчас видим высокие котировки на 95 бензин на бирже. Они значительно выше относительно предыдущих уровней, но не текущих розничных цен. Эти цены очень активно росли весь 2021 года, а в течение всего 2022 и первой половины 2023 каких-либо причин для дальнейшего роста не было», — рассказал руководитель.Он добавил, что были все предпосылки для снижения цен.
«В силу того, как устроен наш рынок продавцы не спешили понижать цены на топливо, потому что после могут просто не дать их повысить в той степени, которую необходимо поднять. Соответственно, наши цены толком не росли, но менялись и чуть-чуть увеличивались. И даже текущие котировки не являются какими-то чрезвычайными», — объяснил Баженов.Кроме этого, на сегодняшний день маржинальность достаточно высока, но это не должно каким-то образом повлиять на серьезный рост цен.
«Конечно, корректировки будут, и между регионами будут переданы различия, но вряд ли это будет чувствительно. Мы даже толком не заметим этого процесса, как и не видим выраженной динамики последние полтора года», — отметил эксперт.Баженов подчеркнул, что рынок начал «потихоньку перестраиваться».
«Это нормально на самом деле, учитывая, что рынок в целом более-менее оправился от санкционных ударов. Да, безусловно у нас есть профицитные объемы. Они и раньше были, но тем не менее в целом уже налаживается реализация на экспорт уже по другим направления, местами через теневой флот и другие каналы продаж», — разъяснил руководитель центра.Он также отметил, что в текущих условиях в качестве ключевых факторов роста цен играет роль сезонность.
«В период с конца марта по конец сентября - начало октября цены обычно увеличиваются. И вторая причина связана с тем, что весна-лето это тот период, когда ремонтировать установки и осуществлять плановые ремонты наиболее комфортно. Поэтому ряд материально-производственных запасов (МПЗ) просто встают на эти плановые ремонты и в моменте это немного снижает предложение», — поделился Баженов.Стоит подчеркнуть, что цены на дизель начинают расти ближе к зиме.
«Дизель у нас как раз рос осенью и зимой, а после пошло снижение цен. Если посмотреть РОСАТовские значения, то это достаточно хорошо видно. Причина в том, что это мы с вами думаем, что приобретаем один и тот же дизель круглый год. На самом деле это разные продукты. Есть зимний, межсезонный и летний дизель», — рассказал эксперт.Баженов добавил, что летнего дизеля у нас в России профицит, а зимнего явный недостаток и поэтому «цены на это реагируют».
Автор: Мира Полтева