Что скрывают полотна старых мастеров – директор музея «Новый Иерусалим» о выставке «Под знаком Рубенса»

За месяц работы выставки «Под знаком Рубенса.

Радио 1
Читайте нас в: Google Новости
За месяц работы выставки «Под знаком Рубенса. Фламандская живопись XVII века из музеев и частных собраний России» её успели посмотреть более 17.5 тысяч гостей. Корреспондент «Радио 1» отправилась в музей «Новый Иерусалим» в Истре, чтобы своими глазами увидеть полотна знаменитых фламандцев и узнать, какие тайны они скрывают.
 
Фламандцы обосновались в Истре надолго – выставку можно посетить до 14 мая. В экспозиции – 67 полотен. Помимо эстетического удовольствия, посетители узнают немало интересного.

Подготовка проекта сопровождалась большой исследовательской работой. Есть картины, впервые представленные российской публике, другие получили новые атрибуции — уточнение авторства, сюжетов и датировок.
 
Принято считать, что Питер Пауль Рубенс собственноручно написал порядка 1400 картин. Совместно с учениками и коллегами – им создано около 3 тысяч полотен.  А вот большеформатных работ с его личным участием не так уж много. Посетителям музея «Новый Иерусалим» выпала редкая возможность увидеть двухметровое полотно «Коронование Роксаны Александром Македонским». Это работа из частного собрания коллекционера Владимира Некрасова, выставляется в России впервые. 
 
«Исследователи в рамках проведения ультрафиолетового излучения, через инфракрасные лучи нашли следы высочайшего мастерства, где прописаны фрагменты короны, лица, элементы натюрморта – это дало основание атрибутировать работу именно произведением Рубенса и его мастерской», рассказала директор музея Анна Антипенко.
 
Мастерская Рубенса стала образцовой для многих мастерских Антверпена, Фландрии и на европейской арене в целом. Помимо живописного таланта, он был профессиональным дипломатом и организатором, что позволило ему создать колоссальную мастерскую, в которой работает порядка ста учеников. 
 
«Сам мастер разрабатывает идею, что являлось самым важным в живописных полотнах как 17-го, так потом и 18 века, создаёт эскиз, отдаёт ученикам мастерской, которые уже создают полотно. Мастер контролирует этот процесс, на финальном этапе может подключаться и наносить определённые штрихи, чтобы произведение достигло совершенства. Именно как раз следы кисти автора обнаружены на полотне «Коронование Роксаны Александром Македонским», поясняет собеседница «Радио 1». 
 
На экскурсии по выставке можно узнать и другие тайны полотен старых мастеров. Работу Якоба Йорданса «Мелеагр и Аталанта» до реставрации 2013 года считали лишь ученическим повторением известного полотна на тот же сюжет, хранящегося в Королевском музее Антверпена.
 
«В годы Великой Отечественной войны Эрмитаж определённую часть своего собрания перевозил в Екатеринбургский музей для сохранения коллекции. В знак благодарности Эрмитаж оставил несколько работ в собрании музея. В их числе была и данная работа, но тогда она значилась, как мастерская Йорданса. В 2013 году коллеги из Екатеринбургского музея провели очень серьёзную реставрационную работу, в ходе которой обнаружилась авторская подпись самого Йорданса. Безусловно, высочайшее мастерство исполнения и нахождение авторской подписи позволили изменить атрибуцию, и теперь это полотно кисти самого Якоба Йорданса», поведала Анна Антипенко. 
 
В четвёрке лучших фламандских живописцев первой половины 17 века Франс Снейдерс. Его ранний камерный «Натюрморт с устрицами и куропатками» из частного Международного института антиквариата прежде в стране не демонстрировался. После знакомства и работы с Рубенсом он пишет совсем другие – роскошные натюрморты. Это новый жанр для фламандской художественной школы, и Франс Снейдерс является  его автором. В качестве примера Анна Антипенко продемонстрировала «Натюрморт с фруктами, битой дичью, охотничьими собаками, котом, обезьяной, попугаем и птицами» Снейерса.
 
«После 1609 года, когда заключается перемирие между северными провинциями и Испанией, наступает 12-летнее перемирие. Жители Фландрии испытывают небывалый подъём: как эмоциональный, так и культурный, промышленный, экономический. Этот рассвет фламандской культуры длился до 1648 года, время эмоционального подъёма отражено наиболее ярко в натюрморте. Здесь мы видим сочные плоды природы – ягоды, фрукты, овощи в самом своём соку. Мы видим большое количество животных, которые наполняют этот натюрморт, и все они находятся во взаимоотношениях: кошка охотится за птичками, обезьяна рычит на попугая, собаки вот-вот стянут либо скатерть со стола, либо дичь, или животных, которые здесь висят. Мы здесь видим, насколько натюрморт может выразить полноту жизни, создать ощущение благополучия, изобилия. Это как раз было особенностью фламандской школы 17 века, и Снейдерс подъём культуры Фландрии демонстрирует в своих полотнах в жанре натюрморта», рассказала директор музея. 
 
Рубенс, Ван Дейк, Йорданс, Снейдерс, Ян Брейгель Бархатный, Давид Тенирс – среди мужчин-творцов только одна художница. Йоанна Вергаувен, не смотря на ограничения женщин в доступе к художественному образованию, оставила свой яркий след в истории. На выставке представлена редкая работа её кисти «Видение Святого Игнатия Лойолы». В XIX веке картина приписывалась Тинторетто.

Автор: Аэлита Украинская

Полная версия