Денис Мацуев – о фестивале Чайковского, магии музыки и тайном коде классических произведений

Гала‑концерт состоится 9 августа. В нём примет участие пианист, народный артист России


Читайте нас в: Google Новости

Концерты в формате open air с участием всемирно известных российских музыкантов и артистов балета пройдут в Государственном мемориальном музыкальном музее-заповеднике П.И. Чайковского в Клину в рамках VI Международного фестиваля искусств. Откроется главное музыкальное событие годы 31 июля. Гала-концерт состоится 9 августа. В нём примет участие пианист, народный артист России Денис Мацуев. В чём, по его мнению, состоит миссия фестиваля, музыкант рассказал в эксклюзивном интервью информационному партнёру проекта «Радио 1».

Фестиваль Чайковского – долгожданное музыкальное событие. По известным причинам был огромный перерыв в таких мероприятиях по всему миру. Волнуются ли сейчас музыканты перед выступлениями?

Безусловно, каждый выход на сцену – это особая ответственность, особое волнение. Я никогда в жизни не разделял концерты на ответственные или менее ответственные. Моим молодым коллегам тоже всегда об этом говорю: «Если будете делить, то можно завязывать с этой профессией уже изначально». Если говорить в контексте той паузы, которая была у музыкантов, безусловно, я уже испытал это чувство, потому что мои концерты начались в Европе в двадцатых числах июня, и июль был достаточно плотный, хотя не такой, как обычно. Но я уже почувствовал вкус к концертам с публикой, потому что считаю, что ни один online-концерт, даже высочайшего класса, не может заменить то настоящее, живое восприятие зала, ради чего, собственно говоря, мы и выходим на сцену. Здесь я как участник практически каждого фестиваля в Клину могу сказать, что каждый, кто выходит на эту сцену перед домом-музеем, каждый, кто приходит в этот импровизированный партер, погружается в этот чарующий мир, чарующую атмосферу Петра Ильича, которой пропитан буквально каждый квадратный метр. Всегда выходишь с особенным чувством, потому что в этом месте есть своя магия, которая сохранена, к счастью. И каждое моё прикосновение к роялю Чайковского – это особый трепет в моей душе и особое благоговение.        

Концерты пройдут в формате open air – непривычном для классических музыкантов. Насколько отличается исполнение и звучание произведений в таких условиях?

Безусловно, концерты open air – особый формат, у которого есть как плюсы, так и минусы. Из минусов – микрофоны, которые, всё-таки не заменят живой акустики зала. Мы уже давно говорим и даже подписывали письмо о строительстве центра Чайковского, включая зал мирового класса, который конечно, очень нужен. Но open air зависит от мастерства звукорежиссёра, который правильно подзвучит и оркестр, и солиста, максимально передав баланс. Для этого нужны правильные уши профессионала, звукорежиссёра, которые, к счастью, у нас в стране есть. И на каждом из концертов, которые я играл в Клину, мне всегда было очень комфортно. Здесь основная задача – привлечь внимание публики, которая, может быть, не всегда ходит на концерты академической музыки, но таким способом это сделать можно. После этого зрители и приучают себя ходить на концерты классической музыки. Для меня не имеет значения, где и для кого играть. Независимо от того, кто сидит в зале, какая публика, я не делю её по классам. Перед каждым, кто пришёл в зал, будь то президент или папа римский, врач или слесарь, – я всегда одинаково выкладываюсь на все 150%.

Многие музыканты считают, что произведения Петра Ильича исполнять особенно ответственно и непросто. Так ли это?

Я бы не сказал, что Чайковского нужно играть как-то по-особенному. У каждого гениального композитора – свои сложности. Если ты берёшься за то или иное произведение композитора, ты должен найти тот тайный ключ или код, разгадки того или иного произведения. Безусловно, отличительная особенность музыки Чайковского – это удивительная меланхолия, фантастический мелодизм, ни на кого не похожий. Ты понимаешь, что, даже если звучит незнакомое для тебя произведение Чайковского, ты по интонации можешь понять, что это Пётр Ильич. Эта теплота и узнаваемость его колорита, его гармонии, его простоты… Его можно сравнить с Моцартом, когда кажется, что такие простые и гениальные мелодии так легко сочинять. Но никому это не удаётся. Концерт Чайковского для фортепиано с оркестром много раз играл, в том числе и в Клину. Каждый раз он там звучит как-то по-особенному, не знаю, почему, у меня нет точно объяснения. Вероятно, атмосфера. Всегда твой ассоциативный ряд связан с местом, в котором ты играешь. Очень сложно говорить о том, что происходит в тот момент, когда ты исполняешь то или иное произведение. Существует некая химия между солистом и публикой. Если это происходит, если есть контакт, если солист сумел достучаться до этих неизведанных струнок души у зрителей, случается контакт. В основном это происходит спонтанно на концерте. Я сторонник таких откровений, таких спонтанностей, таких импровизаций. 

Почему, на ваш взгляд, Чайковский так популярен за пределами России?

Да, действительно, Чайковский, наверное, самый популярный русский композитор в мире наряду с Сергеем Васильевичем Рахманиновым. Это наши два гения. Концерт Чайковского для фортепиано звучит каждый день в любой стране мира, я уверен в этом, если брать статистику. Это загадка, почему то или иное произведение стало хитом, выражаясь современным языком, почему оно так популярно, почему оно так любимо, почему просят исполнять постоянно Четвёртую, Пятую, Шестую симфонии Чайковского, знаменитые балеты, «Евгения Онегина» или «Пиковую даму». Это действительно золотой репертуар солистов, оркестров, театров. Я думаю, что его язык и мелодизм глубоко проникает в душу человека, даже не подготовленного, потому что эта музыка для людей абсолютно разных профессий, вне зависимости от того, меломан он или нет. Я много раз встречал людей, которые услышав фрагмент Первого концерта Чайковского, подходили ко мне и говорили, что это поразило их до глубины души, и они после этого стали ходить на концерты классической музыки. Вероятно, какая-то таинственная магия в этой музыке есть. И хотя я играл этот концерт сотни раз, каждый раз выхожу на сцену, как будто в первый. Это действительно магия этой музыки.   

Театральные режиссёры часто вносят в классические произведения что-то своё. Как в классических произведениях музыкант может выразить собственное отношение, видение темы?

Может быть, мы – счастливые люди, в отличие от театральных режиссёров, которые могут превратить классические оперы или балеты в нечто совершенно ни на что непохожее, шокировав публику, даже если это очень талантливо сделано. Мы должны играть те ноты, которые написал Пётр Ильич, без изменений. Если говорить об интерпретации, то, конечно, она меняется, я уверен в этом. Я не люблю говорить о своих интерпретациях, но в этом и есть магия настоящей музыки – в том, что интерпретации больших мастеров непохожи друг н друга и притягивают своим магнетизмом, своим вниманием. Ты не можешь оторваться, когда слушаешь эту игру большого мастера. Каждый раз, когда я выхожу на сцену, я никогда не задумываю конкретный план на концерт, потому что музыка у тебя сама, здесь не надо специально что-то придумывать. Если ты готов к исполнению этой музыки, то уже находишься в круговороте абсолютно гениальной истории. И каждый раз я – один из самых счастливых людей на свете, что у меня есть возможность играть. Я выхожу и играю в любой точке света. Я концерты Чайковского сыграл, наверное, больше, чем в 70 странах мира с самыми великими оркестрами и дирижёрами на самых знаменитых сценах.   

Музыкальные фестивали – возможность прикоснуться к высокому искусству всем желающим, в том числе и тем, кто не может позволить это в повседневной жизни. Что дают они признанным музыкантам?

Open air и вообще летние музыкальные фестивали выполняют функцию специальной пропаганды. Конечно, в специальной пропаганде музыка Петра Ильича Чайковского не нуждается, потому что она и так самая играемая во всём мире. Я вижу большой плюс в том, что широкая публика – не меломаны, не профессионалы, – может быть, в первый раз попадает в зал, в этот импровизированный партер. И случается то, ради чего мы выходим на сцену. Это очень важно. В России сейчас подъём классической музыки. Это, я бы сказал, достижение последних 20-25 лет, рождение нового поколения публики, приученной ходить на концерты классической музыки. Такие фестивали – это такой замечательны тонус для привлечения новых лиц, молодых лиц, и неважно, какого возраста. Главное, чтобы они пошли на концерты, покупали абонементы. У этих фестивалей большая миссия.     

Почему, на ваш взгляд, стоит приехать в Клин в этом году?

В этом году в Клин нужно приехать, потому что все изголодались по живому звуку, живой атмосфере. В этом году это особо актуально. Невозможно находиться в изоляции, смотреть online- концерты, слушать музыку в компьютерах, на разных системах, потому что ни одна аппаратура не передаст настоящего контакта со сценой, с гениальной музыкой. Я очень надеюсь, что, как и во время тех фестивалей, так и во время этого со всеми рекомендациями Роспотребнадзора всё будет в порядке, дистанция будет соблюдена везде, как среди публики, так и на сцене. Все будут счастливые, здоровые, потому что настоящая музыка является терапевтом и лечит людей, которые её слушают. Так что ещё раз всех приглашаю!

«Клин – город с большим потенциалом». Сергей Майоров – о Подмосковье и фестивале Чайковского

Юрий Башмет даст на Фестивале Чайковского концерты для врачей и волонтёров

«Лебединое озеро» – главный мировой хит: Николай Цискаридзе о Чайковском, фестивале в Клину и современном балете

«Лебединое озеро» – главный мировой хит: Николай Цискаридзе о Чайковском, фестивале в Клину и современном балете

Автор: admin

Полная версия