«Музыка Петра Ильича ещё до его рождения существовала в космосе». Юрий Башмет – о Чайковском и фестивале в Клину

31 июля в подмосковном Клину в музее‑заповеднике П.И. Чайковского стартует VI Международный фестиваль искусств. Фестиваль пройдёт при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Министерства культуры Московской области. Для долгосрочного развит


Читайте нас в: Google Новости

31 июля в подмосковном Клину в музее-заповеднике П.И. Чайковского стартует VI Международный фестиваль искусств. Фестиваль пройдёт при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Министерства культуры Московской области. Для долгосрочного развития проекта в этом году впервые был сформирован Оргкомитет фестиваля, в который вошли ведущие российские деятели культуры.  Художественный руководитель фестиваля – народный артист СССР Юрий Башмет в эфире информационного партнера проекта «Радио 1» рассказал о роли Чайковского в его жизни и значении фестиваля для нашей страны.

В одном из своих интервью вы сказали, что музыка Чайковского сыграла роль в выборе вашей профессии. Почему именно Пётр Ильич?

Сейчас я, конечно, много могу фантазировать на эту тему. Это правда, но случилось это неосознанно. Я ходил в музыкальную школу, вполне успешно, но сердце моё принадлежало Beatles.   Это был такой возраст, у меня была своя группа. А школа была школой. И вот на одном из уроков по музыкальной литературе нам дали прослушать Шестую симфонию Петра Ильича Чайковского. Я не могу сказать, что она меня сразу поразила чем-то, но, когда я пришел домой, через несколько часов я понял, что просто заболел этой музыкой. Я не могу не услышать её вновь. Я позвонил своему другу – однокласснику, и он мне принес пластинку – винил. И там была Шестая симфония Чайковского. Всё. После этого я подряд десять раз её слушал, будил папу и маму, заставлял их тоже слушать. Вот так произошло. И до сих пор это для меня лучшая романтическая симфония всех времен и народов. До сих пор это моя любимая музыка.

Музыка Чайковского популярна во всем мире. А сами Beatles, которыми вы увлекались, знают творчество Чайковского, как вы думаете?

Я у них не спрашивал, но, конечно, знают. Они, кого не возьми: Лайза Минелли, например, Стинг – у кого не спросите, знают. У Лайзы Минелли я лично спрашивал, что такое классическая музыка, и она сказала: «Это – всё!». И стала перечислять композиторов, и в том числе, конечно, назвала и Петра Ильича: Бах, Моцарт, Бетховен и Чайковский. А Стинг просто играл джаз, а джазисты не могут не знать классическую музыку – это естественно.   

Когда произведения великого композитора исполняются в месте, где он сам жил и работал – это уникальный праздник с особой атмосферой. На ваш взгляд, эпоха Чайковского чувствуется в современном Клину?

Она и сейчас чувствуется и будет ощущаться. Потому что великая музыка великого гения нашего Петра Ильича – она как бы ещё до его рождения в космосе существовала. Потом он это сумел записать, родить и много написал гениальной музыки. И когда его нет, эта его музыка живет. И когда нас не будет, она будет жить. Главное – чтобы человечество выжило. Она настолько глубока: и вообще о человеке, и о мироздании, и о любви, и о несчастье, о горе, и о радости. И пока жив человек, музыка Чайковского, естественно, не только жива, но и даже когда не будет человека, она будет жить. А когда будет новая цивилизация возникнет, то её откопают.

Вселенная выбрала именно нашего соотечественника – Петра Ильича Чайковского, чтобы он донес эту удивительную музыку до нас с вами?

Совершенно верно. Также как в Зальцбурге Моцарт, а в Клину – Чайковский.      

В этом году на фестивале создан Оргкомитет, что это даёт самому фестивалю?

Оргкомитет – это, по сути, те же люди, которые в основном и так были резидентами этого фестиваля, то есть они уже выступали там не раз. Например, Денис Мацуев. Если сумеет Валерий Гергиев – умудрится все-таки заехать к нам сюрпризом – он хочет. Он планировал, но сейчас такие времена – всё меняется. Я не буду дальше ещё имена называть, но совершенно очевидно, что Оргкомитет укрепляет и расширяет возможности. У меня, например, идея объединить все места Чайковского в этом фестивале. Конечно, Клин – это центр, но, например ещё и в Воткинске нужно обязательно сделать фестивальный концерт. Там же тоже есть рояль, музей и дом, где он родился. Кстати, про рояль – сейчас в рамках фестиваля в Клину у нас будет очень много премьер. И молодые композиторы. Можете представить себе, что это такое для молодого композитора – исполнить впервые своё произведение на рояле Петра Ильича прямо в Клину?! Возглавлять эту программу будет тоже Чайковский, но не надо путать – это будет Александр Владимирович: заведующий кафедрой композиции Московской консерватории. Там будут его ученики, но при этом они будут свои произведения исполнять на рояле Петра Ильича Чайковского.  Это потрясающе!

Вы сами выйдете на сцену фестиваля, какие чувства у вас в ожидании этого праздника, тем более что это юбилейный год для всего мира – 180 лет со дня рождения Чайковского, и необычный год в связи с пандемией?

Здесь есть много разных направлений. Самое первое – это то, что это на самом деле первый живой официальный фестиваль после выхода из пандемии. Это обоюдное наше решение с губернатором Андреем Воробьёвым. Решили это не откладывать на осень или на конец августа, а все-таки первую официальную возможность использовать. Мы это и делаем. Конечно, там сокращается количество слушателей вдвое – в этом месте может собираться одновременно как минимум 1200 человек, но у нас будет 600 в связи с условиями, которые мы должны выполнять. Но уже билетов нет: за два дня все билеты проданы. Все концерты будут с разной программой, но в основном – премьеры. В этом году ещё и юбилей Чехова – 160 лет. Поэтому у нас сделана одна из программ «Ч+Ч».  Читать будет Сергей Гармаш, музыка подобрана. «Классика встречает джаз» с Игорем Бутманом: хотя мы много лет неоднократно выступали, но это будет не то, что мы делали уже. Мы сейчас как раз составляем эту программу: какая классика встречает какой джаз и наоборот – мы сопоставляем, а где-то соединяем. «Евгений Онегин» – премьера. Читает Евгений Миронов и Лиза Боярская, а музыка – не из «Евгения Онегина»: есть чуть-чуть, но в остальном – другой Чайковский, другая музыка. Бертман подготовил удивительную программу. Владимир Иванович Федосеев это приглашение принял очень воодушевлённо.  И, конечно, Цискаридзе собрал звёздный состав молодых артистов – это будет феноменальный концерт, я думаю. Ещё в программе мастер-классы, школа журналистов. В конце ещё солисты юношеского оркестра – они приезжают из разных городов нашей большой страны. Всё это во имя того, чтобы фестиваль жил. Чтобы он не просто выживал, а чтобы у него было будущее. Поэтому много молодёжи, и я с нетерпением жду открытия.                 

В этом году концерты пройдут под открытым небом, но мы знаем, что ведётся работа, направленная на создание концертного зала Чайковского с профессиональной акустикой. Какие перспективы у этого проекта?

Это имеет огромное значение. Главное, что это давно уже решено и есть прекрасный проект, очень красиво. Конечно, в связи с общей ситуацией эта тема перестала формироваться. Но когда мы выйдем из пандемии, то дальше всё это будет. Потому что все решения есть: правительственные, региональные, федеральные. Проект есть. Это, конечно изменит многое. Сейчас, например, мы готовы к тому, что пойдёт дождь во время концерта. Но каким образом готовы? Есть плащи и зонтики. А когда будет зал, мы не будем зависеть от погоды, и я надеюсь, что удастся там создать акустику настоящую, хорошую, и это будет центр. Там же не только будет концертный зал. Можно будет и оперу ставить, и балетные спектакли. Там, наверняка, будут помещения для мастер-классов, звуковые лаборатории – это большой проект. Но сейчас было не время об этом заботиться.

Фестиваль Чайковского – это важное культурное мероприятие не только для Подмосковья, но и для всей нашей страны. Он имеет статус международного. Как вы считаете, может ли он стать всемирно известной и популярной площадкой, куда после пандемии будут съезжаться ведущие мировые музыканты?

Я не пророк, и в данный момент не могу точно сказать, когда это произойдет, но я точно знаю, что это будет, когда мы пройдем этот очень сложный период и заживём другой, новой, но не такой опасной жизнью. И даже если мы ещё не построим зал, он все равно взорвется, он станет у нас этим центром. Потому что программа сегодняшнего фестиваля – это уже большие изменения в эту сторону. Нужно расширить его по местам, значимым для Петра Ильича – это первое. И потом к нам смогут приезжать большие имена из-за рубежа – сейчас это ещё невозможно. И тогда фестиваль вырастет, как следует, когда о нём начнёт весь мир говорить, как о Зальцбурге. Хотя он уже известен, но был в заторможенном таком виде в связи с пандемией. Так-то он шесть лет развивался, и вся эта предварительная часть пройдена.  У нас начинается новый этап, но фестиваль очень серьёзный. Когда он станет Зальцбургом? Ну давайте пофантазируем. Инфраструктура ещё должна быть. По моему опыту в разных странах – один из примеров – это Париж. Там в самом грязном и опасном районе выстроили изумительный концертный комплекс с акустикой и т.д. И мгновенно вокруг инфраструктура стала меняться и люди стали меняться, все заведения, жилые дома и т.д. Сначала должен быть зал – так произошло в Париже.  Хотя это был шок – из самого сердца Парижа вдруг классическая музыка исчезла. Это был шок для публики и для артистов. А потом я выступал несколько раз в новом, и я смотрю – весь этот район меняется вокруг мгновенно. Клин – это не грязный и не опасный, район, который был в Париже. Клин есть Клин, там уже очень много хорошего. Кульминацией станет уже готовый зал. Наша цель – развивать программы, премьеры, о фестивале нужно очень много говорить, показывать, записывать, а параллельно – строить зал.

Билетов на концерты нет, но почему, на ваш взгляд, нужно все равно побывать на этой неделе в Клину?

Даже если нет билетов, во всяком случае на каким-то расстоянии от этой площади можно послушать – никто не запрещает находиться за оградой. У нас две площадки, концерт пройдёт и в городе. Два концерта специальных: один посвящен врачам, спасающим от коронавируса, а второй – для волонтёров, которые помогали и сейчас помогают и врачам, и заболевшим. У нас два дополнительных концерта благотворительных. Эти концерты можно послушать. 

«Каждый концерт – это созвездие». Директор музея Чайковского в Клину рассказал о программе фестиваля искусств

«Мы вдохновляемся великой музыкой». Игорь Бутман – о фестивале Чайковского и связи джаза с классикой

Юрий Башмет и Сергей Гармаш откроют фестиваль Чайковского в Клину

Автор: admin

Полная версия