Совет Федерации практически сразу после Госдумы принял закон, который изменяет правила воинского учета в России. Теперь повестки будут
вручать не только лично, но и через «Госуслуги», а тем, кто не придет в военкомат спустя 20 дней после отправления документа, запретят выезжать за границу и управлять машиной. Кому могут вручить повестку, и что делать, если учетная запись на госуслугах удалена, разбирались с адвокатом и членом коллегии «Люди дела»
Алишером Захидовым.
Какой закон теперь регулирует вопрос повесток?
Госдума приняла закон, который вносит изменения в ФЗ «О воинской обязанности и воинской службе». Власть учла ошибки мобилизации, когда отсутствовал эффективный механизм вручения повесток, направления людей в мобилизационные пункты. До этого времени действовал, по сути, механизм 1950-х годов, когда повестки должны вручаться в бумажном виде. Новый же закон направлен на то, чтобы оповещать людей и направлять их на прохождение воинской службы. Также он разрешает создать в России единый реестр военнообязанных.
Что за единый реестр военнообязанных?
Реестр военнообязанных – это единая электронная система, куда будут внесены данные всех граждан России, которые могут быть призваны в армию. Это касается не только срочников, но и всех, кто есть в запасе. То есть в случае новой волны мобилизации эти данные могут использовать, чтобы вручить повестку тем, кто уже давно отслужил в армии. Но пока речи о мобилизации не идет.
В этот реестр будут отправляться все сведения из Центральной избирательной системы, субъектов предпринимательства, военкоматов, МФЦ, из ЗАГСа, органов власти, жилищных контор, МВД и других, у кого есть сведения о россиянах.
Где могут вручить повестку?
Повестка теперь вручается как в бумажном, так и в электронном виде. Документ могут прислать заказным письмом по месту жительства или регистрации, который будет указан в едином реестре. Они будут считаться врученными, когда почта укажет, что письмо доставлено. Также повестку могут вручить на учебе или работе.
Электронные повестки можно получить через личный кабинет военнообязанного, на портале госуслуг или в МФЦ. Они считаются врученными с того момента, как были размещены в личном кабинете на портале «Госуслуги».
Что будет, если я проигнорирую повестку на госуслугах или просто откажусь от нее?
Как мы уже говорили, повестка считается врученной в тот момент, когда ее разместили на портале или когда почта указала, что письмо с повесткой получено. С этого момента у вас будет 20 дней на то, чтобы явиться в военкомат. Если этого не сделать, то вас ограничат в некоторых правах.
— Будет автоматически закрыт выезд за границу;
— Вы не сможете продать недвижимость или что-то еще, сделать отчуждение или дробление, другими словами, на вас наложат запрет регистрационных действий;
— Вы не сможете управлять автомобилем. Если вас, как уклониста, остановят сотрудники ГИБДД, вероятно, они смогут отправить автомобиль на штрафстоянку.
— Вам нельзя будет брать кредит;
— Вы не сможете открыть ИП.
Важно! Закон не предусматривает штрафов или тюрьмы за уклонение от службы в армии. Все регулируется только в рамках ограничения действий.
Как узнать, что мне пришла повестка в госуслугах, если у меня нет доступа к аккаунту?
С началом призыва или объявления мобилизации вы
обязаны прийти в МФЦ и получить выписку из реестра военнообязанных. Там же вам могут вручить повестку. Все иное будет считаться недобросовестным поведением и уклонением от исполнения воинской обязанности.
Если повестка пришла незаконно или я не смог прийти в военкомат в течение 20 дней, можно ли ее обжаловать?
Да. Для этого сперва нужно обратиться в военкомат и разъяснить ситуацию. Если вам отказывают в рассмотрении вашей проблемы, попросите написать письменный отказ. Только с этим документом вы впоследствии сможете обратиться в суд.
Важный момент! Чтобы прийти в суд с представителем, теперь нужно оформить на него доверенность только в электронном виде через госуслуги. Там же нужно заверить документ бесплатной электронной подписью. Например, адвокату уже не получится прийти с бумажным ордером в суд и представлять человека, теперь нужна электронная доверенность. Это сделано для того, чтобы люди не скрывались и выявляли себя, регистрируясь в госуслугах через личный кабинет.
Ранее пресс-секретарь президента заявил, что в Госдуме
слышат вопросы россиян, которые возникают из-за электронных повесток.