Андрей Колядин: Наставничество – путь к цивилизованной подготовке кадров

Президент РФ подписал указ о награждении лучших наставников


Читайте нас в: Google Новости

Президент РФ подписал указ о награждении лучших наставников

Президент России Владимир Путин подписал указ о награждении знаком отличия «За наставничество», который был учрежден в начале марта этого года.

«За заслуги в профессиональном становлении молодых специалистов и активную наставническую деятельность наградить: Варухина Николая Геннадьевича, Котельникова Геннадия Петровича и Шалыто Анатолия Абрамовича», – говорится в тексте указа.

Варухин является директором учреждения дополнительного образования «Морской центр капитана Варухина Н.Г.» в Новгородской области, Котельников – ректор Самарского государственного медицинского университета, Шалыто – главный научный сотрудник Санкт-Петербургского национального университета информационных технологий, механики и оптики.

Впервые о возрождении государственной награды за наставничество заговорили на Всероссийском форуме «Наставник», организованном Агентством стратегических инициатив (АСИ) в феврале 2018 года. 2 марта президент РФ учредил знак отличия «За наставничество».

Знак вручается лучшим наставникам молодежи из числа высококвалифицированных работников промышленности, сельского хозяйства, транспорта, инженерно-техническим работникам, государственным и муниципальным служащим, учителям, преподавателям и другим работникам образовательных организаций, врачам, работникам культуры и деятелям искусства «за личные заслуги на протяжении не менее пяти лет».

Истоки этой практики «Радио 1» обсудило с политтехнологом, экс-начальником департамента региональной политики управления президента РФ по внутренней политике Андреем Колядиным:

«Наставничество – это не только российское изобретение. В советское время наставничество было одним из направлений деятельности в обучении персонала, обучении студенческом, в профтехобразовании. Наставничество вместе с соцсоревнованием были основными трендами в развитии образования. Действовала система учебно-производственных комбинатов (УПК), которая позволяла ученикам школы раз в неделю обучаться рабочим профессиям, наиболее востребованным обществом. Там учились все школьники старших классов. И с ними работали самые выдающиеся специалисты в своих отраслях. Когда специалист приходил на работу после окончания вуза, за ним обязательно закрепляли наставника или куратора».

Эксперт на личном примере рассказал о советским опыте наставничества: «Я, например, до сих пор горжусь тем, что у меня есть удостоверение слесаря-ремонтника 4 разряда. Конечно, я им никогда не пользовался. Тем не менее практику эту я получил и помню до сих пор своих преподавателей».

«И в России это всё было. Но в последние годы наставничество было утеряно. Возвращение к подобной практике говорит о том, что мы возвращаемся в нормальное, цивилизованное русло подготовки кадров. Нынешние награды президента говорят о том, что выделяются высокие профессионалы, которые работают не только для себя и какого-то гипотетического результата, но и для того, чтобы их знания и опыт передавались людям. Я считаю, что это очень правильная практика. Надеюсь, что наставничество будет иметь в России большое будущее», – подчеркнул Андрей Колядин.

По словам политтехнолога, «подобные проекты существуют во всех цивилизованных странах». 

«Например, в крупнейших мировых вузах из «Лиги плюща» и Russell Group существует институт тьюторов. Это выпускники, которые берут шефство над студентами старших курсов: они посвящают один день в неделю тому, чтобы погружать их в изучаемую профессию. Как правило, наставники – люди, которые достигли высоких результатов в профессии. Поэтому они дают студентам возможность приобрести не только теоретические, но и практические знания», – резюмировал Колядин.


Фото © личный архив Андрея Колядина

Автор: admin

Полная версия