«Будущее – причина настоящего». Режиссёр Евгений Григорьев о документальном сериале «Дедлайн»

1 октября в онлайн-кинотеатре KION состоялась эксклюзивная премьера документального сериала «Дедлайн», который знакомит зрителей с героями в возрасте 60+.


Читайте нас в: Google Новости

1 октября в онлайн-кинотеатре KION состоялась эксклюзивная премьера документального сериала «Дедлайн», который знакомит зрителей с героями в возрасте 60+. Они активно демонстрируют, что стереотипы не про них. У каждого есть мечты и амбиции, которые так и норовят воплотиться в реальность. О том, как возник проект, какой смысл в нём заложен и как понять, что жизнь прекрасна, в интервью обозревателю «Радио 1» Екатерине Тимошенко рассказал режиссёр сериала «Дедлайн» Евгений Григорьев.  

- Начну с начала, то есть с названия проекта – «Дедлайн». Как оно возникло?

- Изначально картина называлась «Все там будем».

- Оптимистично!

- Да! Я шёл на работу осенним утром по Москве, в районе Серпуховской, и увидел надпись на магазине: «Распродажа скоро заканчивается. Дедлайн…». Я посмотрел на это и подумал, какое хорошее слово «дедлайн». Потому что мы думаем, что имея чёткий дедлайн, мы можем его нарушить. Но есть дедлайн, который мы точно не можем нарушить. Потому что это наш личный дедлайн, а не какого-то дела.

И вот с этим словом я пришёл к Марусе Саяпиной и ко всей нашей творческой группе. Они подумали и ответили, что оригинальное написание ­­– deadline–выглядит мрачно. Потому что часть «dead» означает «смерть». А мы же про жизнь, поэтому лучше сделать «дедline». Я рассмеялся и сказал, что да, это классно и что именно так и должно быть.

- Не могу не спросить про начальную заставку. На мой зрительский взгляд она весьма эффектная. Не скажу, ЧТО именно я ожидала там увидеть, но точно не гробы. Какую-то свою логику отстроить я могу. Но интересно ваше мнение. Как и почему они там возникли? 

- Такой титровый эпизод – абсолютно осознанный шаг. Вся философия начинается с мысли о смерти. Например, Байрон гулял по кладбищам, чтобы писать свои стихи. Для того, чтобы понизить порог чувствительности, нужно начать с конца. Мы все там будем, мы все так или иначе умрём. Поэтому с мысли о смерти начинается мысль о жизни. Поэтому мы тоже показываем конец общий и при этом шутим без конца. Тем более что это модельное агентство, оно что-то рекламирует. В данном случае это гробы.

- «Декорация» проекта – агентство для моделей в преклонном возрасте. Как вы его нашли?

- Вообще весь замысел ко мне пришёл, а я сейчас имею ввиду полнометражную картину, которая будет и будет чуть другой, вместе с Марусей Саяпиной. Так получилось, что и у меня, и у Маруси один из родителей ушёл раньше, чем нам бы хотелось. Поэтому у нас перед глазами не было опыта старения близкого человека, ставшего причиной нашей жизни. И с этим связаны осень большие вопросы наши с ней. 

Собственно, Маруся пришла и сказала, что есть люди, которые живут иначе, чем мы себе можем представить. В ответ на это я предложил всё между собой, так скажем, поженить. Вот так случился проект, в котором мы рассказываем истории маленьких людей в декорациях модельного агентства. Мы могли то же самое по смыслу снять, скажем, и в каком-то другом коллективе из людей третьего возраста. Просто модельный бизнес один из самых ярких вариантов изобразительной выразительности.

- «Дедлайн» насчитывает семь эпизодов. Как происходил отбор героев вообще? Этапы, длительность? И как вы сформировали финальный список? Почему именно семь героев?

- Дело в том, что мы сняли на кастинге более 30 человек. Выбрать их было сложно и даже будто бы нереально. Один из наших героев, к сожалению, умер. Это было неожиданно. Мы решили оставить его в одной из серий.

А вообще героев мы выбирали каким образом. Они все должны были хотеть что-то сделать. Организовать выставку современного искусства в digital. Попасть на обложку журнала VOGUE. Найти себе жениха в 74 года. Вот эти их мечты и были трафаретом для выбора героев. То есть мечты, которые мы все испытываем. Чем дальше это было от представлений о том, как должен протекать третий возраст, тем выше оказывались шансы сделать выбор.

- Немного о личном. Меня приятно порадовала песня, которая звучит в финале каждой серии – «Жизнь прекрасна» в исполнении группы «Звери». Я ловила какое-то светлое чувство от её звучания и каждый раз слушала её до конца. Откуда взялась эта композиция? 

- Ой, как круто [смеётся – прим. ред.]! Вообще, мы финальную песню обсуждали недели четыре. Это было какое-то просто… Мы боролись с собой, друг с другом, с правами. Поскольку я давно дружу с Ромой Зверем и сейчас мы с ним снимаем документальный фильм «После успеха», я решил взять песню из репертуара группы. Предложил свою любимую композицию «Запомни меня». А потом мой соавтор Маруся Саяпина предложила «Жизнь прекрасна». В ней есть та нежность, которая нам нужна, которой нам не хватает.

Мы поставили эту песню в монтаж. И она ритмически, смылово сложилась с изображением так, будто композиция была написана специально под него. Я показал всё это Роме. Он посмотрел серию и сказал, что это всё очень круто, что нужно делать.

- Евгений, я отметила, что в финале каждой серии написано «Конец фильма». Верно ли я понимаю, что это некий символ завершённости истории каждого героя?

- Да, мы делали это всё в очень скучной терминологии киноведов – вертикально-горизонтальный сериал. Каждая серия – это законченная картина о чём-то. Не о человеке. Это не фильмы-портреты. Это законченные картины об одной грани каждого из нас.

- На момент, когда мы с вами беседуем, вышло уже три серии. Они познакомили зрителей с моделью Маргаритой, художником Виктором и ещё с одной моделью Антониной. Впереди ещё четверо героев. Они все очаровательны и каждый по-своему интересен. Тем не менее любопытно узнать, кто из этих героев оказался лично вам ближе и почему?

- Нет, никто. Они все мои любимые. Знаете, как моя бабушка говорила. Посмотри на свои руки, там десять пальцев. И вот какой из них любимый? [смеётся – прим. ред.]. 

- Каждый новый вид деятельности, в вашем случае – проект, всегда чему-то учит. Что нового для вас открыл «Дедлайн»? Как после работы над этим документальным сериалом поменялось ваше восприятие возраста?

- Самая главная мысль, которую я вынес из этой очень большой работы, это то, что нужно стремиться жить долго. Потому что чем ты старше, тем свободнее. От всего, даже от самого себя.

Будущее – причина настоящего. Если ты хочешь жить, то сколько бы тебе не было лет, ты поймёшь – делать с собой плохое ты не будешь. Значит у тебя будут большие планы и мечты, «длинные» друзья, а не короткие встречи. Интересно, когда долго.

- Сотрудничество с платформой KION. Как оно сложилось?

- Скажу так. Кроме слов благодарности и понимания того, что у KION очень высокая экспертиза, у меня нет. И Ангелина Мирошниченко, и Игорь Мишин – профессиональные люди. С ними можно делать лучше то, что ты придумал. Я буду счастлив, если мы сделаем второй сезон.

- Вы меня опередили. Я как раз планировала спросить, есть ли шанс, что у сериала будет продолжение? Ведь у вас столько героев было.

- Шанс есть.

- Вернусь к «Зверям» и неигровому фильму «После успеха», который вы чуть раньше уже вскользь упомянули. Он посвящён 20-летию группы. Что вы можете сказать об этом? На какой стадии сейчас этот проект?

- Мы начали съёмки. На недавнем концерте группы в Москве сняли первый кадр. Всего прошло где-то семь съёмочных дней. Документальное кино – это же такая штука… Его нужно снимать долго, чтобы было хорошо. Мы с Ромой к этому готовы. Мы договорились, что будем делать столько, сколько надо.

- Возрастной ценз сериала «Дедлайн» 16+. Самый что ни на есть бунтарский период. Чем, на ваш взгляд, проект может привлечь подростков? Как их замотивировать его посмотреть?

- У меня нет ответа на этот вопрос, поскольку я не маркетолог. Но мой сын, которому 15 лет, с большим удовольствием смотрел всё то, что я ему показывал. Он оценил, сказал, что это всё круто и интересно. Он, кстати, снялся в одной из серий как школьник. Ему это было важно.

Никто из нас, когда нам было по 15 лет, не думал, что ему будет 50. Там вообще были другие задачи. А если у тебя по фону существуют люди, которые себя прекрасно чувствуют в 40, 50, 60, 70 и даже 80 лет, это означает, что ты хочешь жить долго. А жить долго – значит соблюдать определённый набор правил, придерживаться определённого подхода к собственному существованию на планете Земля.

Я считаю, самое главное, что мы должны увидеть в этом сериале – это возможность для себя. Главное же происходит не с этими людьми в кадре, а с нами. С теми, кто это смотрит.


Ранее Евгений Григорьев давал интервью программе «Синемания» на «Радио 1». Прочитать его можно по ссылке.

Фото: Елена Киселёва

Автор: Екатерина Тимошенко

Полная версия