«Человек из Подольска» – кино о страхе, свободе и праве быть неудачником

Продюсер картины, глава Москино Наталья Мокрицкая и исполнитель главной роли, музыкант, поэт и актёр Вадик Королёв стали гостями нового выпуска программы «Синемания. Область культуры». Вместе они рассказали о работе над проектом и постарались объяснить, п


Читайте нас в: Google Новости

26 ноября в российский прокат выходит фильм «Человек из Подольска» по пьесе Дмитрия Данилова.  Она уже давно стала театральным хитом и была поставлена на всех значимых площадках страны. В основе сюжета абсурдистской трагикомедии – история необоснованного задержания подольского парня Николая Фролова. Он ждёт, что полицейские окажутся жестокими и продажными, но его допрашивают весьма интеллигентные и образованные люди. В результате диалог оказывается для молодого человека довольно болезненным.

Продюсер картины, глава Москино Наталья Мокрицкая и исполнитель главной роли, музыкант, поэт и актёр Вадик Королёв стали гостями нового выпуска программы «Синемания. Область культуры». Вместе они рассказали о работе над проектом и постарались объяснить, почему так важно посмотреть этот фильм.

С: Наталья, как вы перешли от пиарщика и продюсера к госчиновнику?

НМ: По образованию я киновед и кинокритик, в своё время закончила ВГИК. Но я понимала, что не буду писать, как великие Ямпольский или Туровская. А просто быть журналисткой мне было скучно, так же, как и писать рецензии-однодневки. Поэтому я пошла в пиар и много лет там проработала.

Продюсером кино я стала неожиданно для себя, потому что на тот период работала пиар-менеджером в крупных рекламных агентствах и зарабатывала деньги. В какой-то момент я решила помочь своему другу Кириллу Серебренникову. Его тогда не запускали с кино, так как считали неуживчивым и неуправляемым. А я считала иначе и знала, что он хороший режиссёр. Увидев его спектакль «Изображая жертву», я подумала, а не снять ли нам фильм по этой пьесе. Ведь она очень кинематографичная. И вот тут выстраивается ещё одна арка к нашей с вами встрече. Потому что это второй раз в моей жизни, когда я, увидев спектакль и прочитав пьесу, поняла, что по ней можно снимать.

С: Где вы впервые увидели постановку «Человек из Подольска»?

НМ: «Изображая жертву» я увидела в МХТ им. Чехова, а «Человека из Подольска» – два года назад в Театре Волкова в Ярославле. Подруга пригласила меня посмотреть постановку молодого неизвестного режиссёра из Петербурга. Это был эксперимент – театральная программа «Играем вместе», но с известными актёрами.

Возвращаясь к первому вопросу, могу сказать – продюсером я стала потому, что хотела привести в кино нового режиссёра. И продолжала работать в этой индустрии только поэтому. Просто быть продюсером мне не интересно.

С: Бывает так, что при экранизации пьес получаются экранизации театра. По сути, фильмы того же Эльдара Рязанова являются таковыми. То есть работать с этим материалом опасно. Как вы избегали подобного в «Человеке из Подольска»?

НМ: На мой взгляд, «Человек из Подольска» как пьеса – очень хороший текст. Читать его – наслаждение. Но там очень всё непросто с драматургией даже для театра, а для кино – вдвойне сложнее. При написании сценария мы не работали с автором пьесы. Пригласили профессионального сериального драматурга Юлию Лукшину. Вместе с режиссёром Семёном Серзиным мы с ней достаточно плотно работали. Там было придумано несколько вещей. если вы прочитаете пьесу и увидите кино, то найдёте много отличий. Персонажи фильма более выпуклые, линия главного героя выстроена, продуманы другие финалы и кульминации.

С: От автора откупились?

НМ: Автора мы обожаем. Он всегда нас поддерживает, а мы – его. Дмитрий настолько благородный и тонкий человек, что даже не взял с нас за это денег.  

С: Наталья, позвольте задать вопрос вашему спутнику. Господин Королёв, почему вас зовут не Вадим, а Вадик?

ВК: Так с детства повелось, привычка укрепилась. Имя Вадим меня не смущает, но в голове оно со мной не ассоциируется. Это не плохо и не хорошо.

С: Как вы от музыканта пришли к актёру?

ВК: Во многом это произошло из-за Семёна Серзина. Правда, до этого у меня был ещё один фильм «Город уснул» режиссёра Марии Игнатенко. В своё время его премьера прошла на Берлинском кинофестивале. Хочется отметить, что эта картина была фильмом-состоянием, там отсутствовал текст. Из-за этого для меня как для музыканта история была более привычной.

А вот когда уже нужно было произносить текст, я боялся. Не знаю, стал ли я актёром. Думаю, если мне сейчас предложат роль в каком-нибудь спектакле, я опять схвачу себя за волосы. Потому что пока это не та территория, на которой я чувствую себя уверенно в отличие от музыки.

Что касается «Человека из Подольска», то в какой-то момент Семён Серзин сказал, что хочет попробовать меня на роль. Я удивился и даже немного обрадовался. Но не амбициозно, а скорее с точки зрения чего-то нового, какого-то путешествия и приключения. Поэтому заранее относился к пробам чуть легче, чем профессиональный актёр.

С: «Человек из Подольска» – режиссёрский дебют Семёна Серзина. Но он уже встречался ранее с материалом и ставил эту пьесу в театре. Наталья, каково работать на съёмочной площадке с непривычным к киноусловиям режиссёром?

НМ: Семён – очень талантливый человек. Я бы не запустила в проект режиссёра, в которого не верю. Более того, это он убедил меня в том, что на главную роль нужно взять именно Вадика. По началу я сопротивлялась.

С: Вадик, видели ли вы спектакль до того, как пошли сниматься в этот проект?

ВК: В каком-то смысле, к сожалению, я видел два спектакля «Человек из Подольска». Один – в театре «Практика», второй как раз в постановке Семёна. Ярославский театр гастролировал в Москве. И в этом плане было сложно отказаться от картинки героя в голове. Особенно сложно было в первый день съёмок. Мне казалось, что всё, что я произношу, делают те ребята со сцены. Но потом получилось иначе.

С: Спори ли вы с режиссёром?

ВК: На площадке царило какое-то единение. Это одна из причин, по которой мне нравился съёмочный процесс. 80 человек одновременно шли к одной цели. От звукорежиссёров и гримёров до нас, актёров, процесс был подчинён голове, при этом – очевидно ненасильственно.

НМ: По любви! И вот тут я как раз вернусь к вопросу, почему я взяла в проект театрального режиссёра. От него исходит уверенность, что он это сделает. А это редкое для режиссёра качество.

С: Можете ли вы объяснить популярность этой пьесы? Чем она так захватила всю страну, что её столь активно ставят в театрах?

НМ: Она забирает страх. Вообще, наш фильм получился очень славянским, очень соцлагерным. Он сделан на весьма высоком уровне. Но, например, ни во Франции, ни в Германии не понимают, что там происходит. Они понимают, что это искусство и хороший арт, но при этом не берут его на большие фестивали. Им невдомёк, почему все в таком ужасе от образованных милиционеров. Эти вещи хорошо понимают в бывшем соцлагере – в Польше, Болгарии, на Украине, в Эстонии и, конечно же, у нас.

«Человек из Подольска» смешно говорит об очень важных внутренних вещах, о желании быть лузером. Каждый узнает в нём себя. Поэтому повторю – ценность текста пьесы в том, что он избавляет от страха. Это комедия, но настолько страшная! Когда мы видим интеллигентных образованных людей, от которых не ждём ничего подобного, это страшно.

С: Наталья, возможно ли снять такое кино без господдержки? Состоялся бы вообще этот фильм, если бы вы её не получили?

НМ: Я считаю, что нет. Я – продюсер, который практически всегда работает с господдержкой. Потому что искренне считаю, что делаю качественное кино, которое либо выходит в широкий прокат, либо получает призы и представляет Россию за рубежом. Министерство культуры и Фонд кино меня в этом поддерживают. Поэтому могу сказать, что фильм «Человек из Подольска» – патриотическое кино, которое должно быть поддержано Минкультом, что он и сделал. Я этим очень довольна. При этом отмечу, что патриотизм бывает разным.

С: Вадик, что вам дали съёмки в фильме в плане внутреннего саморазвития?

ВК: В первую очередь, съёмки дали мне ощущение большой команды. Мы синергично шли к одному результату. Раньше я себе подобное мог слабо представить. Что касается остального, то это была прям маленькая жизнь. Мы сняли всё за 24 дня, и это было здорово.

С: Снимали ли вы что-то в Подольске?

НМ: Мы снимали в основном в Москве, в специально построенном павильоне, ещё в РУВД. В Подольске мы снимали флешбэки – воспоминания героя о своём детстве.

С: Что бы вы хотели сказать потенциальным зрителям? Почему они должны посмотреть фильм «Человек из Подольска»?

ВК: В первую очередь хочу сказать, что у этого фильма огромный объём. Там нет ни врагов, ни друзей, а есть много разной правды. Для меня «Человек из Подольска» – кино про свободу, про право быть неудачником. Почему нет, если это твой осознанный выбор. Для меня это главное.

НМ: Я очень верю в российского зрителя несмотря на то, что сегодня побеждает у нас в прокате. Я верю, что у нас образованный и думающий зритель. Фильм «Человек из Подольска» основан на хорошей традиционной литературе. Это комедия с очень хорошими актёрскими работами. Это короткое кино, после которого не хочется ни повеситься, не эмигрировать. После него хочется жить. Даже в Подольске!

Синемания. Эфир от 20.11.2020 г. Гости — Владимир Стеклов, Наталья Мокрицкая и Вадик Королёв

«Человек из Подольска» в гостях у «Синемании»

Автор: admin

Полная версия