Министерство просвещения России опубликовало проект нового порядка отбора организаций, выпускающих школьные учебные пособия, которые могут идти как дополнение к учебникам или отдельно от них, например: рабочие тетради, контурные карты, атласы, сборники задач. В одном из пунктов проекта говорится, что выборочная экспертиза материалов будет носить государственный характер, а её проведение будет возложено на подведомственную министерству организацию.
По словам члена совета по общему дополнительному образованию детей Комитета по образованию и науке Госдумы Константина Деревянко, новые требования экспертизы пособий являются продолжением уже действующих по отношению к учебникам.
«Заказчиком экспертизы учебников, теперь и пособий выступает Министерство просвещения РФ», – отметил собеседник «Радио 1».
Он напомнил, что ранее издательства обращались напрямую в экспертные организации: Российскую академию наук, Российскую академию образования, оплачивали экспертизу, получали заключение и подавали его в министерство.
Как отметил Деревянко, пусть и государство берёт под свой контроль экспертизу, сама модель её проведения не изменилась.
«Новый порядок, как считает министерство, должен снизить коррупционный фактор, повысить качество экспертизы. Но стоит отметить, что сам подход к ней не поменялся. Во первых, экспертиза проводится выборочно – не более 5% проверяется из представленного списка, а во-вторых, издательства, чьи учебники вошли в федеральный перечень, «свободны» от экспертизы, то есть их другие «продукты» не проходят никакой проверки.
В результате такой модели важнейшие учебные материалы остаются без экспертизы, за исключением внутренней, которую устраивает сам издатель», – пояснил эксперт.
Он привёл некоторые данные: на книжном рынке издательства, чьи учебники входят в федеральный список, выпускают 50 и более процентов пособий, которыми пользуется школьники, печатают 80% картографических материалов, то есть качество большинства пособий не находится на должном уровне.
Как считает Деревянко, чтобы исправить это положение, нужно вводить независимую экспертизу.
Он также отметил, что проект министерства не соответствует новому ГОСТу (он вступит в силу в декабре этого года), который определяет структуру и вид издания,
В чём же «недочёт» ведомства? Согласно ГОСТу учебные пособия не включают в себя учебно-наглядные, учебно-методические материалы, картографические пособия, рабочие тетради, они рассматриваются как самостоятельные единицы.
Автор: admin