С 31 июля по 9 августа 2929 года в Государственном мемориальном музыкальном музее-заповеднике П.И. Чайковского в подмосковном Клину пройдёт VI международный фестиваль искусств. Все концерты пройдут в формате open air. В программе - классика и премьеры. 7 августа зрители увидят спектакль-концерт «Неизвестный Чайковский» в постановке Дмитрия Бертмана. О том, что ждёт поклонников классической музыки, рассказал в эфире «Радио1» – информационного партнера проекта – художественный руководитель театра «Геликон-опера», Народный артист России Дмитрий Бертман.
Этот год приносит сюрпризы артистам. Они выступают в непривычных форматах: онлайн или на сцене под открытым небом. Сложно ли оркестру исполнять произведения не в камерной обстановке, а в формате open air?
Наш театр это уже опробовал много раз и за рубежом, и главное – в России. Даже в условиях нашей нестабильной погоды. Последние годы мы выступали каждый год и в Коломне, и в Серпухове, и в Дмитрове и, конечно, в Клину. Это место для нас, как, наверное, и для всех музыкантов, является священным. Мы каждый год принимаем участие в фестивале. Мы играли спектакли и концерты. И поэтому у нас это уже отрепетировано. В ситуации, которая сегодня происходит в мире, в частности, в этой войне коронавируса с оперой и балетом, с театрами, где, особенно с балетом, коронавирус борется не просто со спектаклями, а с жанрами, это опасно для потери вообще этих искусств. И сейчас есть шанс у нас, что мы выйдем на сцену, на open air, и у нас будет концерт. Вообще этот фестиваль, мне кажется, очень важен. Это такое историческое событие не только потому, что это фестиваль Чайковского – нам Чайковский помогает выйти из этой жуткой истории.
Спектакль в вашей постановке называется «Неизвестный Чайковский». Он отсылает к каким-то неизвестным фактам биографии или речь идет о произведениях композитора?
Это тоже будет исторический момент. Это концерт, в котором примет участие большой симфонический оркестр под руководством Владимира Ивановича Федосеева – он будет дирижировать. Он является музыкальным руководителем нашего театра «Геликон-опера», поэтому мы с Большим симфоническим оркестром вместе очень много работали. Он двумя этими коллективами управляет. Концерт будет с очень интересной программой. Очень редко исполняемые произведения, а некоторые будут исполнены впервые. Есть и те, которые исполняли много-много десятилетий назад. Это тот Чайковский, которого не знает зритель. Чайковский много раз начинал писать оперы и бросал. Поэтому есть незавершённые произведения, уничтоженные, но остались какие-то фрагменты. И из этого будет состоять концерт. Это будут, например, арии из «Гамлета», каватина Альмавивы из оперы Чайковского «Севильский цирюльник» – никто не знал, что Чайковский начинал писать оперу «Севильский цирюльник». Или, например «Снегурочка» – тоже он начинал писать, а потом сделал музыку к драме «Снегурочка», но не написал оперы. Это опера «Мандрагора». Чайковский же был любознательным человеком, и когда мы приходим в музей в Клину и нам проводят экскурсию, то экскурсовод всегда подводит к библиотеке Чайковского и показывает широту его интересов. И там есть книги, например, по устройству муравьев. И вот у Чайковского есть такая опера – «Мандрагора». И там есть хор цветов и насекомых. Это тоже никто не исполняет. Будет в концерте и этот отрывок. Будут отрывки из его трагической уничтоженной оперы «Ундина». Эту оперу он считал одним из самых удачных произведений в жизни, и он её уничтожил в кабинете директора императорских театров – сжёг, потому что её отказались ставить. Потом он пытался её восстановить, ничего не получалось. Он написал балет «Лебединое озеро», где использовал очень много музыки из «Ундины». Поэтому для зрителя это всегда такой сюрприз, потому что, когда белое адажио, которое мы все знаем, как танцевали великие танцовщики и танцовщицы, вдруг оказывается дуэтом любовным. Кстати, в «Ундине» будет пять номеров, которые сохранились, потому что Чайковский отсылал эти номера для анонса премьеры из Петербурга в Москву. И эти пять номеров остались. Постоянно ученые работают на этим, ищут что-то еще. Нашёлся марш из «Ундины», который вообще никогда не исполнялся, – его исполнят. Сейчас издается новое собрание сочинений Чайковского: это уникальное такое явление – академическое собрание. Над ним трудится огромное количество ученых. Возглавляет проект Ада Айнбиндер, которая руководит отделом рукописи Чайковского в Клину. Начинала этот проект её великая мама – Полина Ефимовна Вайдман. Там найдены действительно грандиозные вещи. Они изданы, в том числе том «Ундины» уже издан. Мы будем исполнять именно по этой партитуре, которая уже восстановлена учеными и найдены автографы. Это ценнейший материал, который мы будем исполнять
Сколько артистов будет задействовано в концерте и существует ли для них какой-то регламент, связанный с размещением на сцене в условиях пандемии?
Мы все ждём от Роспотребнадзора конкретных инструкций. В оперном театре это самое сложное: когда мы в театре работаем, там состав очень многочисленный – оркестр в оркестровой яме, хор, разные мизансцены. Сейчас все говорят о зале, о шахматной рассадке. Мы ждём инструкций. В Клину это будет концертная версия, то есть это не спектакль, а именно концерт. Мы будем соблюдать социальную дистанцию. Все артисты у нас проходят тестирование. И я думаю, что тестирование будет и перед этим исполнением. Мытье рук, пользование санитайзерами – все эти меры будут приняты.
Для тех, кому не хвалит билетов или кто не сможет посетить фестиваль, можно ли будет ещё на каких-то площадках услышать этот спектакль-концерт?
Это будет уникальный концерт. Может быть, когда-то мы его сможем повторить, но этот будет уникальный, поэтому рассчитывать на то, что он будет в репертуаре, очень тяжело. Но у нас есть замечательный партнёр фестиваля и наш большой друг – телеканал «Культура», который будет снимать все мероприятия этого фестиваля, и они будут в эфире федерального канала, поэтому все зрители, которые не попали на концерт, смогут посмотреть потом по телевидению.
Исполнение произведений именно великого Чайковского добавляет ответственности музыкантам?
Чайковский – это композитор планетарный. Это единственный русский композитор, который стал международно известен. Потому что, если говорить о Римском-Корсакове, о Мусоргском – они тоже известны, но не до такой степени, как Чайковский, который стал просто популярным композитором. Я в этом году ставил в Японии «Евгения Онегина» Чайковского и могу сказать, что в Японии на улице любой человек знает музыку Чайковского. Он у них даже в энциклопедии записан как национальный японский композитор. Чайковский – это планетарное явление. Это как Моцарт, который не принадлежит Австрии. Моцарт принадлежит всему миру. То же самое и Чайковский. Конечно, Чайковского всегда все музыканты исполняют с невероятной любовью, не просто они исполняют интересную музыку, это погружение в музыку, которая сканирует душу человека. Музыка Чайковского – это невероятная какая-то ДНК-клетка, которая входит в каждого. И поэтому ответственность, конечно, всегда. Огромное количество традиций исполнения, огромное количество исполнителей, которые исполняли Чайковского до нашего поколения. И, зная этот опыт, всегда есть ответственность, как сделать так, чтобы это не было хуже, а найти какие-то новые дороги к Чайковскому.
Фестиваль международный, но в этом году по причине пандемии фактически становится внутрироссийским. На ваш взгляд, наш зритель от этого потеряет или напротив приобретёт?
Фестиваль Чайковского в Клину – это уже такой бренд, и всегда, когда мы играли, мы всегда видели переполненную площадь, перед которой поставлена сцена. Конечно, это ужасно, что происходит такое явление, и мы не можем встречать наших гостей из-за рубежа, потому что в этом фестивале принимали участие международные звезды. Я помню, как мы делали концерт Чайковского с великой певицей нашей современности – Красимирой Стояновой – звездой мировой оперы, которая в то время практически не приезжала в Россию. Для неё этот приезд был очень важен именно потому, что она пела и реально плакала рядом с домиком Чайковского. Вот что для неё значит Чайковский. Поэтому очень грустно, но я думаю, что сейчас столько наших зрителей приедет, и Клин находится близко от Москвы, сейчас новое прекрасное шоссе – час езды. Мы все мечтаем о том времени, когда «Сапсан» будет там останавливаться – это 20 минут от центра. И, конечно, главная мечта у всех – это то, что уже подписал президент – строительство концертно-театрального комплекса и академии Чайковского в Клину. И Клин тогда становится действительно тем самым Клином – историческим городом, в котором жил Петр Ильич Чайковский, где находится его мемориальный музей. Как все говорят – Зальцбургом. Притом, в отличие от Зальцбурга, с абсолютно оригинальными вещами и архивами. Это может быть такая музыкальная столица. И мы все в это верим. В этом году фестиваль возглавил Юрий Абрамович Башмет – наш выдающийся музыкант. И я очень надеюсь на то, что зрителей это ещё больше привлечет к этому фестивалю. И не только зрителей, но и тех, от кого зависит и строительство этого комплекса, и будущее этого потрясающего места на нашей российской карте.
«Радио 1» выступает информационным партнёром фестиваля.
Автор: admin