Эксперт предложил привлекать школьников к проверке учебников

Существующие требования не учитывают мирового технологического развития


Читайте нас в: Google Новости

Министерство просвещения России разработало новый порядок экспертизы учебников. Главный момент в нём – экспертиза учебников «переедет» с частных рельсов на государственные. До сих пор издательства сами заказывали и оплачивали экспертизу в РАН, РАО и других организациях. В итоге они получали положительные отзывы и в заявительном порядке подавали документы на включение в перечень. При этом имена экспертов, давших положительное заключение, практически никому не были известны. В прошлом году впервые по инициативе министерства была проведена дополнительная экспертиза учебников. Во многих изданиях эксперты нашли подобные методологические и даже фактические ошибки, неточности, устаревшую информацию. По результатам в федеральном перечне оставили всего 863 учебника.

Никаких новых критериев для дополнительной экспертизы учебников не разрабатывали, при этом существующий механизм уже устарел, заявил в эфире «Радио 1» член Совета по общему дополнительному образованию детей комитета по образованию и науке Госдумы Константин Деревянко. Заключения оказались схожими с теми, что выдавали проверяющим до этого.

«Новый механизм экспертизы – это сформулировано не совсем точно. Последние годы госструктуры занимаются усовершенствованием текущего механизма. Он, по всей видимости, уже устарел, потому что пропускает множество ошибок. Проблемы связаны не только с предметными знаниями, изложенными в учебниках, но и такими метапредметными функциями, как язык изложения, уровень лексики, а также ошибки и неграмотность. Все эти проблемы вряд ли могут быть решены предложенными изменениями. По каким критериям проводилась дополнительная экспертиза? По сути дела, заключения были те же самые, что и в предыдущих процедурах. Единственное различие – в том, что министерство за государственный счёт заказало подобную экспертизу, но новых критериев разработано не было», - пояснил Деревянко.

Разработанные несколько десятилетий назад требования, по его мнению, уже не учитывают современной специфики. Ученики в начальной школе почти не реагируют на прежнюю подачу информации.

«Мы должны думать не об ограничении количества учебников в перечне. Мало кто говорит, что учебники для начальных классов создаются в соответствии с требованиями Роспотребнадзора, которые были разработаны несколько десятилетий назад. Эти рамки на сегодня не учитывают мировое технологическое развитие, сильно ограничивают в подаче материала и, как следствие, в восприятии детьми этой информации. Но уже существуют мониторинги и исследования, по которым дети начальных классов практически не воспринимают прежнюю подачу информации. Мы видим, насколько сейчас в дошкольном звене и начальной школе в корне меняется восприятие у детей, они требуют других подходов. Я считаю, что сейчас нужно идти от частного к общему: необходимо работать с вниманием и пробовать технологии изучения дисциплин, в которых учебник будет частью. Традиционный классический учебник – не совсем то, что нужно школе будущего», - уточнил собеседник «Первого подмосковного».

По словам Деревянко, к проверке учебников необходимо привлекать самих потребителей – школьников. В частности, это можно организовать в формате социальной игры.

«То, что предлагают размещать фамилию эксперта на обложке издания, приведёт в первую очередь к сокращению количества экспертов. Тех учебников, которые должны соответствовать будущим задачам, ещё недостаточно разработано. Это большой поиск издательств и экспертных организаций. Дети самого младшего возраста могут помочь и много чего подсказать, давать обратную связь. Мы работаем в отрыве от реального потребителя этой информации. Это надо включать и учитывать на уровне механизма. Сегодня информационные технологии позволяют подключить детей к этому процессу в качестве социальной игры», - добавил депутат.

Он подчеркнул, что большая часть учебных пособий по действующему механизму отбора не проходит никакой экспертизы. Из-за этого появляются атласы, контурные карты и другие учебники с множеством ошибок, за которые никто не несёт ответственности.

Автор: admin

Полная версия