Потребительская корзина россиян может быть расширена. Росстат выступил с предложением дополнить её состав новыми услугами цифровых сервисов и включить около 30 новых товаров. Инициативу озвучил глава ведомства Павел Малков.
Примечательно, что часть товаров и услуг напрямую связана с пандемией COVID-19, повысившей популярность ряда позиций. В потребкорзине могут появиться антисептики для рук, дезинфицирующие средства для поверхностей, гели для душа. Состав услуг может пополниться подписками на цифровые сервисы. Кроме того, из-за ограничений, связанных с коронавирусом, на попадание в потребительскую корзину претендует опция «проживание в хостеле». На это повлияли закрытые границы и призыв развивать внутренний туризм.
О том, насколько необходимы все эти изменения, повлияет ли включение в потребкорзину дезинфицирующих средств на их цену и какие товары еще необходимо внести, в эфире «Радио 1» рассказали эксперты потребительского рынка.
«Я считаю, что цифры в потребительской корзине занижены, причём, достаточно существенно. Например, согласно тому расчёту Росстата, который мы имеем сейчас, автоматически предполагается, что каждый россиянин при рождении имеет 18 кв. м. жилья. На деле это, конечно же, не так. И получается, что сейчас услуги хостела хотят внести в корзину, но при этом не учитывается съёмное жильё, налоговые отчисления, наличие ипотеки и обязанность выплачивать по ней проценты», – заявил председатель Национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин.
Попадание в потребительскую корзину никак не отражается на процессе ценообразования товаров. Одно с другим не связано, подчеркнул эксперт. При всех изменениях стоимость корзины в среднем повысится на 300-400 рублей. Это никак не повлияет на уровень потребностей жителей России.
«Есть признанное международным сообществом право на удовлетворение базовых потребностей человека – это право потребителя. Оно визуализируется как раз за счёт потребительской корзины. Но никто эти деньги не раздаёт», – добавил Шапкин.
Кроме того, отметил спикер, часто можно столкнуться с ситуацией, когда человек вынужден доказывать своё право на всё это.
«Расширение потребительской корзины – позитивное явление, т.к. всё-таки ведёт к повышению минимально размера оплаты труда. Но, помимо тех инициатив, которые выдвинуты сейчас, хорошо было бы расширить блок предоставляемых услуг. Есть категории, которыми граждане пользуются регулярно, но они по каким-то причинам не включены в перечень либо отнесены в раздел «прочее». А это значит, что на них выделено очень мало средств. Сюда относятся, например, интернет, которым мы пользуемся повсеместно, бытовые услуги», – прокомментировал новость член Объединения потребителей России, руководитель проекта «Тотальный контроль», член Общественной палаты Московской области Сергей Чухов.
По его словам, при пересмотре состава потребительской корзины регионы могут дополнять её, но делать меньше федеральной возможности нет.
На вопрос, сможет ли Подмосковье опередить тренды и расширить состав актуальными товарами и услугами, Чухов ответил:
«Да, вполне. Здесь вопрос лишь в наличии средств на это. Ничто не мешает сделать нам дополнительную выплату. Однако, в Мособлдуме пока подобных предложений не вносили».
Как отметили оба собеседника «Радио 1», в случае расширения потребительской корзины на федеральном уровне все субъекты страны вынуждены будут подстроиться под новые условия. Российское законодательство позволяет ежегодно пересматривать её состав и сравнивать цены в регионах, а также рассчитывать величину прожиточного минимума.
Автор: admin