Гладков: Если получится хотя бы одна песня, которую все запоют, – это чудо!

Корреспондент «Радио 1» побеседовал с композитором в день его 65‑летия


Читайте нас в: Google Новости
Корреспондент «Радио 1» побеседовал с композитором в день его 65-летия

Советский и российский бард, композитор, рекордсмен Книги рекордов Гиннеса России по количеству выпущенных альбомов с песнями для детей Григорий Гладков 18 июля отмечает 65-летие. Корреспондент «Радио 1» Игорь Кольке побеседовал с композитором об истории создания его песен, его отношении к ремиксам, о том, что нужно детям и взрослым и о многом другом.

– Правда, что автором детских песен вы стали потому, что 50 лет назад пообещали это родному человеку – своей бабушке?

– Когда я пытался обмануть свою бабушку Марфу Дмитриевну, а она жила в Брянской области, она мне говорила: «Внучек, ты мне Лазаря не пой». Я не знал, что это такое. Она говорила: «Вырастешь – узнаешь». Я стал взрослым, стал записывать пластинки, потом кассеты, лазерные диски, которые в народе называют «лазеры». Все свои диски посвящаю ей. А вот песни в жанре сказки, смешные, озорные я стал сочинять под влиянием профессии моей мамы. Она заведующая яслями, и я рос в атмосфере детских стихов, сценариев. Всё, что было в её яслях, звучало у нас дома. Так я начал сочинять в таком стиле. Все мы родом из детства! Главные герои моих песен – животные, потому что животные – герои детских стихов. Я в основном сочиняю на чужие стихи, а у нас замечательная детская поэзия. Детей окружают игрушки в виде животных – обезьяны, собаки, кошки, у некоторых есть живые существа, особенно в деревне. Я очень любил проводить лето в деревне. Я мог потрогать корову, пить парное молоко, кататься на лошади. У моих многочисленных дядь и тёть были овцы, козы, куры, петухи, индейки. В мультфильме «Пластилиновая ворона» – больше всего животных: корова, ворона, страус.

– «Пластилиновая ворона» – это своеобразная «Грэмми», «Оскар» за лучшую песню…

– Это песня-капустник, там много разных цитат. Это басня Эзопа. Эзопа перевёл Лафонтен, его перевёл Крылов, а в ХХ веке – Эдуард Николаевич Успенский, и получилась «Пластилиновая ворона». Это трансформер: всё вылепливается из куска пластилина. В музыке тоже натыкали всего. Мы не думали, что будет такой успех – мы просто валяли дурака. Это была дипломная работа. Ребята из Киева Александр Татарский и Игорь Ковалёв должны благодарить Успенского. Он увидел мультфильм, сделанный на самодельном мультстанке из рентгеновского аппарата. Я жил тогда в Ленинграде, и он вытащил нас всех в Москву. И мы сделали первый такой мультфильм. Мы не рассчитывали на такой успех. Это была шутка, хохма. До сих пор удивляюсь!

– Есть выражение «Автор одного хита». Это не про вас, но вас никогда не смущала слава человека, к которому прикрепилась одна песня?

– Нам советские классики Пахмутова и Добронравов завещали: «А песни довольно одной». Чем плодить сотни песен, книг, стихов, нужно помнить, что иногда достаточно одной строчки. «Остановиться, оглянуться», как писал Александр Аронов, «Никогда ни о чём не жалейте» – осталось от Андрея Дементьева, «Я помню чудное мгновенье» – от Пушкина. Вот строчки! И если получится хотя бы одна песня, которую все запоют, – вот это чудо! Просто если у тебя получатся «Подмосковные вечера» – всё, это уже удача.

– Какие ещё интересные истории о мультфильмах вы припоминаете?

– Мы много работали с Эдуардом Успенским, он родился в Московской области, в городе Егорьевск. Мы с ним делали мультфильм про Веру и Анфису, я писал музыку ко всем трём сериям. Все песни пел и читал текст от автора Олег Басилашвили. Там есть очень смешной момент: папа забрал у чернокожего матроса обезьянку и принёс её домой. Стали думать, как назвать. Бабушка и говорит: «А что тут думать? Когда я раньше жила в Егорьевске, у нас заведующая в магазине была – вылитая обезьяна. Ей звали Анфиса». Так обезьяну и назвали, воспели Егорьевск! А имя очень красивое!

– Мультики-то вы смотрите?

– Конечно! В последние годы мне нравится фильм «Жёлтик» по рассказу Куприна. Его сняла Мария Муат – о том, как скворца оставили на даче, потому что дачное время закончилось, и надо ехать в город. Это огромная проблема! Мы в ответе за тех, кого приручили.

– Как вы относитесь к тому, что мультфильмы, ставшие классикой, переделывают и переозвучивают на современный лад?

– Я считаю, что ремиксы и ремейки – это очень здорово. Конечно, людям хочется продолжения мультфильмов. Но это нужно делать максимально бережно и с тем же мастерством, с которым сделаны предыдущие шедевры. Например, есть мультфильм о Чебурашке Успенского, который сделали японцы. Это потрясающе! Это даже не ремикс, а полное ощущение продолжения. Куклы те же, надписи по-русски на стенах, музыка, которая была в том мультфильме. «Простоквашино» сделано более современно, по мотивам. Это уже на любителя. Я бы посоветовал всё сделать в абсолютно той же манере, как раньше. Но отношусь нормально. Есть много ремиксов на музыку Крылатова. У него музыка традиционная, классическая. Некоторые ремиксы – хулиганские, а ему нравится, он хохочет! На мою музыку тоже есть много ремиксов. «Пластилиновую ворону», например поёт хор Турецкого, есть варианты в стиле кантри, диксиленд, хард-рок, клубная музыка… А недавно я нашёл ремикс, который поёт трэш-группа «Рогатые трупоеды»! Ужас, я в шоке! На сцене – черепа, кресты, могилы… И они: «Нам помнится, ворона» (поёт). Но главное, что им нравится. Очень много ремиксов на мою музыку из мультфильма «Падал прошлогодний снег», особенно на финальную мелодию. Весь мультфильм весёлый, музыка весёлая. Но режиссёр Александр Татарский попросил меня сочинить грустную-грустную финальную мелодию, чтобы было новогоднее настроение, когда и весело, и грустно. И он сказал мне: «Гриша, сочини мелодию, под которую нас с тобой будут хоронить». Он уже улетел на небо под эту мелодию... Из всех ремиксов мне очень нравится мелодия из мультфильма «Падал прошлогодний снег» на армянском дудуке (насвистывает).

– Что нужно детям?

- Детям нужна свобода, и чтобы их любили. Не нужно ограничивать их фантазию.

– А что нужно взрослым?

– Взрослым надо оставаться детьми. Есть выражение «большой ребёнок». С такими людьми жить легко и приятно. И поэтому все песни, стихи и мультфильмы, которые делают взрослые, они делают для себя, чтобы оставить ребёнка в себе, это радостное ощущение счастья.

Фото © РИА Новости/Дмитрий Донской

Автор: admin

Полная версия