Горящий человек и термосенсоры. В балашихинском институте МЧС рассказали о борьбе с огнём по‑новому

Корреспондент «Радио 1» побывала во Всероссийском научно‑исследовательском институте противопожарной обороны


Читайте нас в: Google Новости

От первых исследований по огнезащите до решения сложных задач по безопасности в космосе. Корреспондент «Радио 1» Алина Кулагина побывала во Всероссийском научно-исследовательском институте противопожарной обороны в Балашихе и познакомилась с новыми и уже зарекомендовавшими себя разработками.

ВНИИПО уже восемь десятилетий спасает страну на земле, на воде и в воздухе. Об этом говорят важнейшие разработки института и огневые испытания. Ещё до Великой Отечественной войны институт разработал средства защиты городов и военной техники. Как рассказал руководитель музея истории ВНИИПО Валентин Гаврилей, именно за это институт трижды был удостоен Сталинской премии.  

«Первая Сталинская премия была за самолёты. В первые годы войны наши фанерные самолёты сгорели. Мы создали трудногорючие ткани, которыми обтягивали конструкции самолётов, и авиация стала работать. Вторая Сталинская премия была за танки. Были такие установки, которые позволяли защитить танк. Третью Сталинскую премию мы получили за то, что снижали горючесть всего, что шло в тыл и на фронт – даже госпитальных перевязочных материалов», – рассказал Гаврилей.

Защита кораблей в море и в космосе – тоже заслуга учёных подмосковного института. В 1970-е годы они активно изучали горение в условиях невесомости. Одно из важнейших изобретений – струйно-пенные огнетушители, которые до сих пор используют на борту МКС. Последняя разработка института – уникальный термосенсор, который устанавливают в электрощитах. Им в ближайшее время оснастят школы и детские сады Москвы. Принцип действия системы предупреждения пожаров разъяснил начальник отдела патентования выставочной деятельности ВНИИПО МЧС России Антон Курицын.

«Смысл этой системы в том, что есть некие стикеры – наклейки, которые помещают на контакты при работе электрических распределительных шкафов. Каждый стикер содержит порядка 4-5 литров индикационного газа. Этот газ негорючий. Когда какой-то контакт или линия начинает гореть, при температуре, близкой к опасной возникновением короткого замыкания, срабатывает стикер, начинает выделяться газ. Он попадает на специальный извещатель. Срабатывает система защиты, электричество выключается, мы избегаем возгорания», – пояснил Курицын.


Если возгорание всё-таки произошло, на помощь приходят пожарные. Для их защиты используют спецодежду, которую тестируют именно в Балашихе. Для этого имеется металлический термоманекен. Его одевают и выводят к газовым горелкам. Понять, будет ли в безопасности пожарный, можно только одним способом: направить открытый огонь прямо на костюм. Благодаря термоманекену это возможно. Об испытаниях рассказал начальник сектора спецодежды ВНИИПО МЧС России Кирилл Архиреев.

«Термоманекен оснащён датчиками температуры и теплового потока, чтобы мы могли измерять эти параметры в подкостюмном пространстве. Сам манекен у нас автоматизирован. Он может с помощью оператора вводиться в рабочую зону, имитировать движение тела человека с помощью вращения. Вся информация по окружающей среде, по подкостюмному пространству выводится на компьютер. Для этого есть специальная программа», – рассказал Архиреев.

На термоманекене испытывают все средства защиты для пожарных. По параметрам такой манекен похож на среднестатистического человека. Его рост – 170 см, вес – 70 кг.

В подмосковном институте испытать можно всё. Туда часто обращаются компании, желающие проверить надёжность складов. В НИИПО имеется 13-метровый стенд испытаний систем пожаротушения в высотных помещениях. Тушение возгораний показывали министру МЧС Евгению Зиничеву. Начальник сектора водяных установок пожаротушения ВНИИПО Владимир Былинкин пояснил, почему системы пожаротушения так важны.

«Когда внутри стеллажей возникает возгорание, развивается оно очень быстро. Пламя поднимается вертикально вверх со скоростью 1 м/с. Прибытие пожарной охраны у нас регламентировано 10-15 минутами, так что всё уже сгорит. Основная защита возложена на автоматические установки пожаротушения. Сейчас появились системы с большерасходными оросителями, которые размещаются под перекрытиями склада», – отметил Былинкин.

Впечатляют и возможности науки в области электротехники и обеспечения пожарной безопасности систем электроснабжения и электрооборудования. Кабели, самый распространённый и в то же время потенциально опасный вид электротехнической продукции. Их испытывают на нераспространение горения в специальных установках. Если простой кабель, не имеющий индекса «нг» по ГОСТ 31565-2012, при групповой прокладке с длиной отрезков 3,5 метра, способен сгореть полностью за 5-10 минут, то кабель имеющий индекс «нг» по тому же ГОСТу препятствует распространению горения по их горючим элементам в течение 40 минут. Отдельное внимание следует уделить типам исполнения кабелей, преимущественные области применения, которых также изложены в ГОСТе.

Сохранностью своих изделий многие производители обязаны именно специалистам института в Балашихе. Например, там разработали систему тушения для складов моторных масел и автошин. Там же испытывают кабельные проходки. О них рассказал начальник сектора кабельных изделий и силового электрооборудования ФГБУ ВНИИПО МЧС России Андрей Варламкин.

«Под номером один – кабельная проходка, которая состоит из минеральной ваты с торцевых сторон, окрашенной огнезащитным составом и воздушным зазором в центральной части. Под номером два – кабельная проходка, которая похожа на первый вариант, но ее  внутреннее пространство  заполнено   наполнителем. Третий вариант – это противопожарная пена, которая крайне популярна на рынке. В первую очередь для кабельных проходок проводятся испытания на допустимо длительные токи нагрузки силовых  кабелей – это является эксплуатационной характеристикой. Во вторую очередь проводят испытания на огнестойкость этих конструкций – заявил Варламкин.

От качества таких изделий зависит, как поведут себя кабельные линии и электропроводки  в случае протекания тока нагрузки по кабелям на объекте при эксплуатации, а также в случае возникновения пожара, поскольку основная задача данных конструкций - это исключение распространения опасных факторов пожара в смежные помещения, отсеки и этажи зданий. От качества пожарной техники – насколько быстро и успешно расчёт справится с огнём. Один из критериев –  устойчивость массивных автоцистерн. Её тоже определяют в Балашихе с помощью специальной платформы. До испытаний технику обязательно взвешивают. Сотрудник Центра пожарно-спасательной робототехники ВНИИПО Владимир Старцев объяснил, для чего определяют угол устойчивости автомобиля.

«Автомобили ездят с высокой скоростью и входят в поворот с полной бочкой. Чтобы машину не опрокинуло и не перевернуло, этот стенд и испытывает угол поперечной устойчивости. Сюда загоняется автомобиль, поднимается платформа на угол 30 градусов, чтобы колёса оторвались. Если такой угол выдерживается, автомобиль проходит испытания», – разъяснил Старцев.

Платформа выдерживает до 40 тонн. На ней часто тестируют и гражданскую технику.

После многочисленных испытаний во ВНИИПО корреспондент «Радио 1» решила провести ещё одно – опробовать на себе средство для эвакуации. В спасательном рукаве она спустилась с восьмиэтажного здания. Эластичный рукав пожарные используют на высотных сооружениях, когда выбраться через выход из-за огня уже невозможно. Таким способом за минуту можно спасти восемь человек. Каждая разработка подмосковного института противопожарной обороны ежедневно спасает тысячи людей и домов из огненного плена.

Автор: admin

Полная версия