Хамство, деньги, суета: Как остановить войны в родительских чатах?

С началом учебного года все родители российских школьников вернулись, а кто-то только вступил в школьные чаты. Домашние задания, новые учебники, тетради, деньги в фонд школы — именно в чатах обсуждаются эти вопросы, а также ещё тысяча мелких проблем из жизни школьников.

Фото: IStock/nito100
Читайте нас в: Google Новости
Но не всегда обсуждение насущных вопросов проходит гладко. Одни родители жалуются на большой объём информации, другие – на хамство. Почему родительские чаты — это всегда стресс для мам, пап и учителей? И можно ли сохранять экологичные отношения в сети? Подробнее об этом — в материале «Радио 1».

У Элины двое детей и 16 родительских чатов: три школьных чата с учителем, без учителя и с родительским комитетом, аналогичная ситуация в детском саду, ещё два чата по тхэквондо, танцы, хор и многое другое. Женщина понимает, что всеони необходимы, но, порой, сложно сдерживать эмоции из-за родителей.
«Некоторые родители не читают весь чат, и постоянно задают одни и те же вопросы: “А что задали, а какое расписание?” И таких вопросов может быть три-четыре за день», — поделилась собеседница «Радио 1».
Элина рассказывает, что в основном в чате царит рабочая или дружеская атмосфера: родители могут помочь с домашним заданием, ответить на вопросы. Но всё это рушится, когда дело доходит до денежных сборов.
«В основном споры из-за подарков, когда решаем, сколько подарить учителю. Кто-то хочет 10 тысяч рублей, а кто-то пять, и вот тут начинается самое веселье», — добавила она.

Эксперт по практическому этикету и деловым коммуникациям Татьяна Баранова рассказала «Радио 1», что решать конфликтные ситуации можно с помощью игнорирования.
«А-синхронная коммуникация – это когда я не обязан отвечать сиюсекундно, у меня теоретически есть возможность отвлечься, ответить через пару минут или вообще завтра. Мне кажется, пользу от этого можно извлекать именно для решения конфликтных ситуаций в групповых чатах. Когда в моменте, в накале страстей я бы написала чего-то эмоционального и потом сильно жалела, но так как это групповой чат, то я могу не отвечать сразу, а отвлечься, подумать о чём-нибудь другом, и только потом ответить», — сказала Татьяна Баранова.

На подобные проблемы жалуется и Ольга, у которой трое детей. Женщина рассказывает, что все секции, кружки и дополнительные занятия требуют новых чатов, и почти в каждом из них есть родители, которые несколько раз переспрашивают одну и ту же информацию.
«Очень много информации в родительских чатах. Очень много идёт от самой школы: одно мероприятие, второе, третье. Из-за этого часто происходит путаница, и если кто-то что-то пропустил, начинают переспрашивать. В кружках есть группы, в каждом классе группы, есть только с родителями чат, есть с учителями чаты, есть без учителя чаты. И ты вообще не понимаешь, откуда и какую информацию брать», — отметила Ольга.
Проблемы в школьных чатах возникают и из-за голосовых сообщений. Одни родители и учителя не могут написать сообщение текстом, другие — не могут послушать.
«В прошлом году у нас произошёл инцидент. У нас учительница часто отправляет голосовые сообщения, тогда одна родительница зашла и сказала, что не может прослушивать, попросила писать текстом. Мы ей предложили взять наушники, а она в ответ начала нам грубить в чистой форме. После этого её везде в чатах заблокировали», — поделилась Ольга.

Специалист по деловым коммуникациям отметила, что голосовые сообщения – это одна из норм сетевого этикета. Татьяна Баранова уверена, что для выстраивания комфортных отношений, важно договориться с участниками беседы о правилах общения. Эти правила следует закрепить.
«Для кого-то точка в конце предложения – это просто знак пунктуации, а кто-то воспринимает это как недобрый сигнал. Но, конечно, что касается группового чата, здесь очень разные у всех представления, поэтому не нужно делать акцент на точке. Но вот с голосовым – это другая история, потому что его не всегда удобно прослушать. И если мы решили, что голосовые по объективным причинам нам не подходят, мы не хотим в чат получать такие вещи, то можно это указать в правилах, обсудить этот всем вместе момент», — отметила Татьяна Баранова.

Психолог рассказала, как не нужно извиняться перед человеком
Психолог рассказала, как не нужно извиняться перед человеком

Педагоги отмечают, что иногда из-за большого объёма работы нет времени и сил писать текстовые сообщения в групповые чаты. Сами групповые чаты не считаются чем-то бесполезным.
«Я не скажу, что без чатов было лучше или хуже, везде есть свои нюансы. Раньше не нужно было тратить время на ежедневные объявления, обсуждения того или иного вопроса, сейчас можно обсудить некоторые вопросы в чатах и на родительском собрании уделить больше времени успеваемости детей», — сказала учитель химии Оксана.
Заведующая кафедрой инновационных технологий филологического образования МГОУ, президент Ассоциации педагогов Московской области «учителя русского языка и литературы» Анна Шмелёва добавила, что родительский чат создаётся классным руководителем для конкретных объявлений, поэтому родителям следует соблюдать этические нормы в общениях с педагогом и друг с другом.
«Обсуждать, критиковать учеников, учителей, друг друга недопустимо. Экология общения должна быть соблюдена. Учитель должен чувствовать уважительное к себе отношение. Существуют общие правила: представление (кто), вопросы конкретны, исключается непечатная лексика, нежелательно использование смайликов и голосовых сообщений, оскорблять, пересылать сообщения третьим лицам», — отметила специалист.

Эксперт по практическому этикету и деловым коммуникациям Татьяна Баранова добавила, что для соблюдения всех правил участники чата должны назначить модератора. Это может быть классный руководитель или ответственный родитель.
«У любого чата должен быть модератор или администратор. Должен быть кто-то ответственный, кто время от времени может напоминать участникам, что всё, что напрямую не относится к чату, можно обсуждать в других ветках. Если у нас чат про школу, то, наверное, не нужно рекламировать там какие-то свои услуги, если не было соответствующих договорённостей. Хорошо, когда появляются правила чата, в которых говорится, что нежелательно делать, о чём говорить, как себя вести. Это нужно, чтобы потом, если вдруг случится не комфортная ситуация, и кто-то выйдет за рамки общения, можно было апеллировать этим правилом», — сказал Баранова.
Читайте также:

Школа или родители:кто доводит подростков до самоубийства?

Психолог Смолярчук заявилао риске невроза у детей, которые посещают множество секций

Родителям рассказали, что поможетизбавить ребёнка от застенчивости в школе

Автор: Екатерина Шмакова

Полная версия