Историк: Киевский вокзал появился благодаря войне 1812 года

99 лет назад от нового перрона Киевского вокзала отправился первый поезд. О «рождении» вокзала рассказал «Радио 1» историк Москвы Олег Фочкин.


Читайте нас в: Google Новости

99 лет назад от нового перрона Киевского вокзала отправился первый поезд. О «рождении» вокзала рассказал «Радио 1» историк Москвы Олег Фочкин.

«Тогда, 18 февраля 1918 года, вокзал ещё назывался Брянским. Киевским он стал в 1934 году, – объяснил Фочкин. – Строительство вокзала началось в 1895 году, в 1899 году была готова станция. Но вокзал был настолько грязным и неудобным, что ничего хорошего про него не могли сказать ни пассажиры, ни журналисты. Конечно, такой вокзал долго существовать не мог: слишком провинциальным и убогим он был. Но деньги на новый вокзал смогли найти только в 1912 году – в год столетия Бородинской битвы. Под этот повод руководство железной дороги смогло выделить средства на строительство нового здания Брянского вокзала».

Архитектором проекта был Иван Рерберг. Вокзал возводился помпезный, в стиле ампир, с гербами и статуями. «Панно и барельефы выдержаны в различных техниках, там есть свой метафорический смысл. Например, там есть мозаика Георгия Победоносца и Архангела Михаила – небесных покровителей Москвы и Киева. Они указывают на начальную и конечную точку пути. Из-за начала первой мировой войны строительство затянулось. И закончилось только в 1918 году – уже при советской власти», – сказал Фочкин.

К зданию вокзала примыкает дебаркадер: пространство над платформами перекрывает огромное остеклённое арочное покрытие. Строил этот дебаркадер архитектор Шухов. «Там он применил множество интересных вещей. Например, впервые предложил крупноблочный монтаж. При сборке вся ажурная конструкция лежала на земле, а потом её подняли при помощи деревянных мачт высотой 37 метров. И если раньше работы такого уровня продолжались 1,5-2 года, то здесь всё сделали за три месяца. К сожалению, от первоначальной конструкции, которую делал Шухов, почти ничего не осталось. Во время реконструкции в 2000 году большую часть шуховских арок заменили, осталось только четыре оригинальных. Но если подойти к самому началу – когда выходишь из вокзала в этот дебаркадер, – то можно увидеть старую клёпку: ту самую клёпку, которая отличает основные творения Шухова», – рассказал Фочкин.

Ещё одна достопримечательность Киевского вокзала – башенные часы. «Эти часы интересны тем, что они механические. Там есть свой часовщик, который каждый день прокручивает механизм, поднимает 300-килограммовые гирьки, которые потом в течение всего дня медленно опускаются. Если подняться по этой башенке – а туда ходят экскурсии – то можно увидеть и сами мозаичные часы, и в самом центре наверху башни будочку, в которой находится механизм», – сообщил историк.

На смотровой площадке башни есть 4 орла, которые смотрят в разные стороны города. «Считается, что они охраняют город от всякой нечисти. Башня тоже строилась к юбилею войны 1812 года, поэтому эти орлы должны напоминать тех, что стоят на Бородинском поле», – пояснил Фочкин.

Кстати, Киевский вокзал был первым вокзалом в Москве, где 1 сентября 1999 года были поставлены турникеты на вход и выход. Вначале это были не билеты со штрих-кодом, а магнитные карты, которые давались дополнительно к обычному билету.

Фото © commons.wikimedia.org / Andrey Korzun

Автор: admin

Полная версия