Как быть, если туроператор бросил за границей? Советы юриста

Правительство России готовит пакет документов, детально прописывающих правила спасения туристов, оказавшихся в чужой стране в тяжёлой ситуации из‑за банкротства туркомпании и других проблем


Читайте нас в: Google Новости

Правительство России готовит пакет документов, детально прописывающих правила спасения туристов, оказавшихся в чужой стране в тяжёлой ситуации из-за банкротства туркомпании и других проблем.

Весной были приняты специальные поправки в закон «Об основах туристской деятельности в России». Теперь в случае принятия иностранным государством решения о закрытии границ или возникновения в стране чрезвычайных обстоятельств, представляющих угрозу жизни и здоровью туристов, правительство России может принять решение о возврате туристам уплаченных за путёвки денег. Средства в таком экстренном случае будут брать из фонда персональной ответственности туроператора.

Нормы, предписывающие создать фонд персональной ответственности туроператора в сфере выездного туризма, появились еще в 2016 году. Однако ассоциация «Турпомощь» – объединение туроператоров в сфере выездного туризма – подчас не торопится на выручку гражданам. Об этом «Радио 1» сообщил юрист по туризму Эдуард Шалоносов.

«Турпомощь» работает достаточно плохо. Исключительно только по коронавирусу она показала себя на 3-4 балла. В остальных случаях туристам рекомендовали покупать билеты за собственный счёт. Почему это происходило, сказать сложно. Возможно, деньги были потрачены или вложены куда-то. Турпомощь должна помогать в том случае, когда потребитель остался за границей при условии банкротства туроператора и исключительно по двум основаниям. Первое основание – когда туроператор сам заявил о невозможности исполнять свои обязательства, второе – принятие Ростуризмом специального распорядительного акта, где указано, что компания или туроператор не может выполнять свои обязательства, поэтому это признаётся страховым случаем. Только в этих случаях можно воспользоваться денежными средствами «Турпомощи». (…) К сожалению, «Турпомощь» вышла на такой уровень, когда желание зарабатывать превышает желание помогать. Многие туристы, которые ко мне обращались, со слезами говорили: когда в Турции была война или вирус, «Турпомощь» рекомендовала покупать билеты за свой счёт», – рассказал юрист.

Он напомнил, что, если оператор обанкротится, он не несёт ответственности за то, чтобы вывести человека. К тому же 95-98% туроператоров в суде заявляют, что он вовсе не туроператор, а маленький агент. Чтобы избежать такой ситуации, нужно посмотреть состоит ли компания как туроператор в реестре Ростуризма.

Эдуард Шалоносов также предложил накладывать крупные штрафы на туроператоров, если в случае невозможности вывезти туристов они не сообщили в «Турпомощь».  

«Как только из страны, где есть опасность, необходимо вывезти туристов, туроператор сообщает в «Турпомощь». Если «Турпомощь» не может вывезти – например, не ходят рейсы или не летают самолёты, – необходимо сообщить в Министерство чрезвычайных ситуаций, и туристов вывезут самолётами МЧС. Как говорят спасатели, большинство людей, которые утонули, стеснялись сообщить об этом – надеялись, что сами выберутся. Нужно наказывать туроператора за то, что он не сообщил в «Турпомощь». Пусть из-за этого он понесет большой штраф – например, 15 млн рублей за каждый выявленный случай. Тогда туроператор будет звонить во все колокола», – сказал собеседник «Радио 1».

Кроме того, Эдуард Шалоносов рассказал, что должен сделать турист в случае необходимости экстренного вывоза из места отдыха.

«Нужно сделать три вещи. Первая – письменно сообщить на актуальный электронный адрес «Турпомощи» название турагента, его адрес, номер договора, номер ваучера, данные о туроператоре, причём не брендовое название, а конкретное наименование юрлица. Вы пишите, что турист Вася Пупкин попал в сложную ситуацию в отеле в Бодруме. Дальше пишете: «Прошу вывезти меня, так как границы закрыты». Аналогичное письмо турист пишет туроператору. Ждёт сутки. Если через сутки с ним никто не связался, он ждёт ещё сутки. Если никто не связывается, к сожалению, потребителю необходимо будет написать повторное письмо по обоим адресам – как в «Турпомощь», так и туроператору, через который он бронировал туристический продукт, о том, что несёт ущерб и приобретает авиабилеты из Бодрума в Москву через Пекин, потому что прямых рейсов нет. Нужно запомнить, что необходимо сделать принт-скрин, где было бы видно, что прямых билетов нет», – отметил эксперт.

По возвращении турист сообщает туроператору, что только что выехал из страны, потому что она была закрыта, а туроператор должен был его вывезти, так как авиабилет входил в туристский продукт. 99,9% туроператоров откажется вернуть деньги за билет. Тогда туристу нужно пойти в суд за взысканием причинённого ущерба. «Турпомощь» и туроператор будут ответчиками, так как они обязаны были вывезти туриста, потому что у них есть на это бюджетирование.

Автор: admin

Полная версия