Как и для чего в российской киноиндустрии работают агентства талантов

Какова роль агентств талантов в киноиндустрии? Какие услуги они предоставляют и какие условия предлагают? Что есть талант и на какую поддержку он может претендовать, обращаясь в такие компании? Обо всём этом в интервью программе «Синемания» рассказала генеральный директор агентства талантов STARDUST Татьяна Беличенко.


Читайте нас в: Google Новости

Какова роль агентств талантов в киноиндустрии? Какие услуги они предоставляют и какие условия предлагают? Что есть талант и на какую поддержку он может претендовать, обращаясь в такие компании? Обо всём этом в интервью программе «Синемания» рассказала генеральный директор агентства талантов STARDUST Татьяна Беличенко.

С: Татьяна, давайте сразу обратимся к названию агентства. Почему STARDUST?

ТБ: Это название придумала основатель агентства Нелли Яралова, которая 15 лет назад решила, что талантов в сфере кино у нас очень много, они все звёздные, и ими нужно срочно заняться. Вот она и занялась [смеётся – прим. ред.].

С: Что такое агентство талантов?

ТБ: Агентство талантов – это большое сообщество талантливых людей: сценаристов, режиссёров, операторов, актёров, скажем так, нуждающихся в том, чтобы в киноиндустрии у них были посредники. Партнёры, которые помогают им двигаться вперёд, строить творческую карьеру, ещё защитить в ситуациях, когда нужно подписать серьёзный контракт с продюсером. Продюсеры, надо сказать, прекрасные люди, но у них свои задачи.

Я сама – бывший продюсер. Сейчас уже очень активно занимаюсь талантами, хотя, безусловно, продолжаю какие-то проекты реализовывать и в таком формате. Поэтому, побывав в этом качестве, могу сказать, что, конечно же, общаясь с талантом, я всегда заинтересована в том, чтобы он был только на моей стороне. Чтобы все мои установки, пожелания и требования как продюсера, естественно, выполнял с большой готовностью.

Но талант – это всё-таки творческая личность, которая тоже имеет своё представление о том, чем и в каком качестве, формате и объёме он готов поделиться с продюсером. И вот здесь, вот в этот момент возникает как раз такая ситуация, когда оказывается необходима поддержка для талантливого человека. Потому что у продюсера всегда есть и юристы, и финансисты, которые готовы защитить все его интересы. А у обычного творческого человека этих людей нет.

С: Вообще, как определить, что человек талант?

ТБ: Конечно, это очень сложный и интересный вопрос. Но в данном случае это тот человек, который может самостоятельно создать продукт. Например, сценарист. Он может придумать историю. А к примеру, актёр в эту историю может вдохнуть жизнь и тем самым визуализировать её. Точно так же, как режиссёр, он создаст мир. Это тоже продукт, который будет абсолютно индивидуальным.

С: Кто в вашем агентстве решает, кто талант, а кто нет? Как к вам попадают?

ТБ: Для начала нужно определить, какая профессия у таланта. Кто это? Сценарист, режиссёр, оператор, актёр? Сейчас у нас, например, пишут все, и любой человек может себя объявить сценаристом. Но для того, чтобы подтвердить свою компетенцию, он должен нам прислать свои произведения, придуманные и созданные для того, чтобы мы как эксперты прочитали их и оценили талантливость этих работ. Чтобы определили, владеет ли этот сценарист драматургическими знаниями. Насколько у него классная фантазия и умеет ли он вообще придумывать историю для широкого зрителя.

По сути мы, оценивая материалы, являемся ещё и зрителями. Безусловно, мы субъективно всё это воспринимаем, но тем не менее у нас тоже есть опыт – редакторский и продюсерский. Поэтому можем понять, будет ли продукт интересен рынку или нет.

С: Как этот самый талант должен для начала защитить от вас свои авторские права? По идее он должен написать сценарий, зарегистрироваться в агентстве по интеллектуальной собственности и только потом к вам обращаться. Как он гарантирует себе сохранность своих материалов?

ТБ: Мы их у него не украдём по той простой причине, что сами не являемся производителями контента, а значит не покупаем права. Мы, как агентство, выступаем посредниками на рынке. Безусловно, автор не застрахован от того, что кто-то его материалами, скажем так, может вдохновиться. Так что он всё равно должен сначала зарегистрировать своё произведение.

В принципе, мы всегда рекомендуем это делать, когда у автора уже есть готовый продукт в виде сценария. Когда к нам поступает заявка или синопсис, это ещё не полноценная история. Когда же это продукт в виде сценария, и автор приходит и говорит: «Я очень дорожу этим сценарием», мы сразу же рекомендуем ему эту операцию произвести.

С: Насколько, на ваш взгляд, важно сегодня высшее образование для успеха?

ТБ: Высшее образование, на мой взгляд, вообще важно для кругозора, для культурного уровня любого человека. Для таланта, конечно же, это тоже очень важно. Потому что, когда человек хочет что-то сказать миру и публично об этом заявить, это должны быть интересные, концептуальные, глубокие размышления. К примеру, кто-то пишет сценарий и хочет, чтоб его увидели как можно больше людей. Значит, этот человек должен уметь работать с темой, придумывать под неё сюжет. Тогда зрители, естественно, с удовольствием обратят на него внимание.

#GALERY#

С: Татьяна, в списке актёров, с которыми вы сотрудничаете, очень много фамилий. Однако звёзд там практически нет. Почему?

ТБ: Потому что мы только год назад начали работать с актёрами. До этого очень долго сотрудничали со сценаристами. Шесть лет назад плотно занялись режиссёрами, позже – операторами. Только потом мы решили, что уже готовы и с актёрами тоже поработать.

С: Сколько с них берёте?

ТБ: По-разному. Средний процент агентский на рынке составляет десять процентов.

С: Насколько велика конкуренция на рынке по поиску талантов?

ТБ: Если говорить об актёрах, то там очень высокая конкуренция. Потому что вообще актёрская агентская история существует уже очень давно. У нас, наверное, тридцать крупных профильных агентств. Каково при этом количество мелких, я уже не упоминаю. То есть очень много актёров представлено. У кого-то больше звёзд, у кого-то больше молодёжи, а у кого-то, наоборот, только старая театральная школа.

С: Назовите три причины, почему актёру нужно выбрать ваше агентство?

ТБ: Во-первых, актёру важно попасть в надёжные агентские руки. Мы таковыми являемся. Артисту, особенно если он начинающий, важно узнать, каков вообще рынок киноиндустрии. Какие продюсеры там работают, кому какие типажи интересны, когда и какие истории собираются запускать.

С: Нужно ли актёру платить, чтобы к вам попасть?

ТБ: На начальном этапе нет. Если мы считаем, что актёр может стать клиентом нашего агентства и попасть в так называемый пул, то начинаем заниматься его творческой карьерой абсолютно бесплатно. Но когда мы уже доходим до стадии контракта и заключаем его, то дальше да, актёр платит процент.

С: Как долго вы готовы вот так работать?

ТБ: Пока сохраняется вера в актёра. Это же достаточно длительный процесс. Наверное, только счастливчики получают возможность зайдя условно с улицы получить сразу же роль.

С: Татьяна, клиентами вашего агентства являются не только российские актёры. Есть, к примеру, артисты из Казахстана. Почему и зачем?

ТБ: Да, действительно, у нас большая партнёрская история с Казахстаном. Мир сейчас очень разноликий, истории очень разные попадаются, в том числе и с национальным колоритом. Особенно если речь идёт об авторском кино. Говоря о казахстанских актёрах, могу отметить, что у них очень хорошая актёрская школа. Среди них много талантливых и весьма работоспособных людей. Плюс в последнее время в нашем кинематографе достаточно востребован восточной типаж.

С: Помогает ли ваше агентство актёрам в борьбе с продюсерами за гонорар? По идее оно ведь должно быть кровно заинтересовано в том, чтобы ему платили как можно больше. Тогда как продюсер кровно заинтересован в том, чтобы платить как можно меньше.

ТБ: Когда к нам в агентство приходят талантливые люди, мы говорим, что для нас самый главный критерий в работе с ними – непосредственно их талант плюс адекватность. И я как раз хочу остановиться на втором понятии. Естественно, агентство талантов – это бизнес. Безусловно, занимаясь продвижением талантливых людей на кинорынке, мы заинтересованы в том, чтобы бизнес тоже развивался и зарабатывал деньги. Никто не должен работать бесплатно. Ни талант, ни агент. Никто не должен ходить голодным.

Поэтому, конечно же, мы заинтересованы в том, чтобы постепенно, когда актёр становится все более и более востребованным и знаменитым, у него увеличивался гонорар, и наш доход тоже пропорционально рос. Но везде есть свои пределы и та самая адекватность. Поскольку на рынке есть некая «вилка», признанная и продюсерами, и актёрами, и сценаристами, и режиссёрами.

Кому-то за сценарий могут заплатить миллион, а кому-то продюсер будет готов заплатить максимум триста тысяч или даже двести. А если мы говорим про актёров, то тех, кто получают за съёмочный день триста тысяч плюс, их не так уж и много. Это не сотни. Тут речь именно о звёздах.

С: Что мешает актёру напрямую договориться с кастинг-директором?

ТД: Мы заключаем агентский договор. Между нами существует соглашение, которое закреплено в документе, подписано обеими сторонами, и мы следим за тем, чтобы эти партнёрские соглашения с обеих сторон выполнялись. Кроме того, у нас предусмотрен штраф за нарушение эксклюзивности.

Но вообще мы достаточно договороспособны. Бывают ситуации, когда наш клиент обсудил какую-то конкретную работу, которую он хотел бы сделать, но без нас. Это обычно касается либо каких-то совсем авторских вещей, либо не очень дорогих, когда всё происходит на энтузиазме и дружбе. В таких случаях мы всегда готовы сказать: «Конечно, пожалуйста, делай напрямую». Мы даже готовы прочитать контракт для того, чтобы предостеречь от каких-то сложных моментов. Но во всех остальных вещах мы, конечно же, настаиваем на том, что у нас эксклюзивные взаимоотношения.

С: Как изменилась ситуация с востребованностью российского продукта после ухода большого Голливуда?

ТБ: Знаете, глобально ситуация, слава богу, развивается позитивно. Действительно, был месяц, когда все замерли. Потому что нужно было понять, в каком направлении двигаться. Я сейчас говорю о продюсерах, поскольку сценаристы, режиссёры, операторы и актёры всегда на низком старте и готовы работать с разным материалом. И вот как только продюсеры сориентировались в новых реалиях, то получилось, что всё задуманное ими в прошлом году оказалось актуально и сейчас. Я в данном случае говорю и про платформы, и про телевидение. Все это актуально, и поэтому активная работа продолжилась.

Мало того, готовясь уже к следующему сезону, они, естественно, скорректировались в жанрах. Стало меньше каких-то сложных социальных тем. Но то, что касается комедии, драм, фэнтези, фантастики и сложных жанровых историй, то всё продолжилось.

Фото: Екатерина Тимошенко

Автор: Екатерина Тимошенко

Полная версия