Как найти баланс между работой и личной жизнью

Делу — время, а потехе — час.

фото: iStock
Читайте нас в: Google Новости
Делу — время, а потехе — час. Многие из вас, наверняка, слышали эту пословицу. Насколько она правдива? И есть ли способы, чтобы оставаться продуктивным и при этом успевать отдыхать? На все эти вопросы отвечаем в статье. 
 
Есть такое выражение — work & life balance. Оно означает разделение работы и жизни. При этом важно, чтобы они друг друга дополняли. Если достигнуть такой гармонии, вы будете хорошо работать и получать от этого удовольствие. Приятный бонус — активная и разнообразная личная жизнь.  
 
Важно понимать, что точной формулы work & life balance не существует. Он для всех индивидуален и явно не измеряется в пропорции 50/50. Для кого-то комфортно, когда работа занимает почти все время, для другого в приоритете будет семья и взаимоотношения с друзьями. Но понять, что гармония нарушена, можно по следующим признакам:

  1. В ваших мыслях только работа. Даже после завершения трудового дня, в выходной день или во время отпуска вы думаете о рабочих задачах и планируете, как будете их решать; 
  2. Вините себя за то, что уделяете мало времени близким и друзьям;
  3. Ставите работу в приоритет и откладываете личные встречи, хобби и тренировки;
  4. Вы не успеваете сделать домашние дела. И вам приходится выбирать — лечь спать пораньше или, например, приготовить еду и не выспаться. А все из-за того, что рабочий слишком затянулся;
  5. Вы чувствуете себя вялым и устаете быстрее, чем раньше. Как результат — делаете работу медленнее; 
  6. У вас нарушен режим сна, вы плохо высыпаетесь и не успеваете отдохнуть. Даже ночью вам снится работа, а утром ощущаете, что вчерашний день плавно перетёк в сегодняшний.
 
Нашли у себя какие-то из этих пунктов? Сейчас поможем разобраться, как решить эту проблему. 
 
Обозначьте четкие границы между работой и личной жизнью


Сделать это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Особенно когда многие работают на удаленке. Для большинства быть «онлайн» в мессенджерах и активно проверять свою рабочую почту стало привычкой. Одно из простых решений этой проблемы — избегать текстовых сообщений и электронных писем, которые так или иначе связаны с работой в выходные, во время отпуска и в нерабочее время. А есть ли в вашей жизни время, когда вы не только физически, но и мысленно вдали от своих рабочих обязанностей? Это непросто, но попробуйте установить четкие границы.


«Чрезмерное планирование вызывает много разочарований от нерешенных задач. Стоит планировать столько, сколько ты действительно можешь выдержать», — советует семейный и медицинский психолог Наталия Погребняк. 


По ее мнению, лень не бывает случайной. Если мы не хотим выполнять какую-то задачу, может быть так, что на самом деле это нам и не нужно. Тут важно проанализировать свои истинные цели и правильно расставить приоритеты. 


Не увлекайтесь планированием


Структурировать свой день важно. План помогает себя дисциплинировать и понять, какие задачи в приоритете. Ошибка — выписывать на день миллион разных дел. Это может снизить мотивацию, так как, скорее всего, со всеми задачами сразу вы не справитесь. Что же тогда делать? Лучший способ спланировать день — это сократить свой список до самых приоритетных дел. Например, выписать три самых важных пункта на сегодня. К остальным перейдете, если успеете. Это поможет сделать день менее напряженным.


«Ты примерно планируешь себе самые важные дела, потом не очень важные. И смотришь, сколько ты можешь вынести. Например, сразу себе говоришь: “Столько, сколько я смогу выдержать из запланированного — это хорошо», — считает Наталия Погребняк. 
 
 Меньше соцсетей


Один из самых главных способов улучшить баланс между работой и личной жизнью — это ограничить время, которое вы проводите в интернете. Вспомните, что можете посвятить эти часы общению с друзьями и семьей или побыть одному, отдохнуть и перезагрузиться. Если вам кажется, что во время пролистывания ленты ваш мозг отдыхает, то вы ошибаетесь. Это не так: он все равно обрабатывает огромное количество информации. А чтобы действительно расслабиться, надо побыть в тишине или заняться чем-то приятным. Например, приготовить любимое блюдо или погулять в парке. Поэтому важно ограничивать себя определенным количеством времени в соцсетях. 


Выделите время, чтобы побыть наедине с собой


Когда последний раз вы находились в полном одиночестве? Часто так бывает, что если у нас выходной, мы проводим его с семьей или друзьями, куда-то ходим или планируем, чем займемся на следующей неделе. Но хотя бы иногда побыть в одиночестве крайне важно. Один из способов сделать это — выбрать хобби, которым вы сможете заниматься самостоятельно. Например, потренироваться, почитать книгу или послушать музыку. Это позволит вашему разуму расслабиться. 


«Я бы, конечно, не рекомендовала отодвигать радости, не отодвигать отдых, а включать его в свои приоритеты», — отметила психолог. 


Советуем бережно к себе относиться и прислушиваться к своему организму. Переработки могут ухудшить не только эмоциональное, но и физическое состояние. Профессор Университета Джорджии Мелисса Кларк провела исследование трудоголизма. Она выяснила, что люди, которые работают дольше положенного времени, более подвержены стрессу. Как следствие, трудоголики чаще болеют. В конечном итоге подобное усердие приводит обратному эффекту — к снижению продуктивности.


Ранее мы рассказали о лайфхаках, которые помогут влиться в новый коллектив. 
 

Автор: Мария Широкова

Полная версия