Как не навредить психическому здоровью в период эпидемии? Советы подросткам

С начала эпидемии Covid-19 привычная жизнь изменилась: «живые» уроки в школе заменило дистанционное обучение, нельзя встречаться с друзьями, посещать спортивные секции, ходить в кино.


Читайте нас в: Google Новости

С начала эпидемии Covid-19 привычная жизнь изменилась: «живые» уроки в школе заменило дистанционное обучение, нельзя встречаться с друзьями, посещать спортивные секции, ходить в кино. Чтобы адаптироваться к новым реалиям, сохранить своё психическое здоровье, специалисты психологической службы МЧС России разработали пособие, где вы найдёте объяснения самых распространённых состояний, которые могут возникнуть в подобных ситуациях. Простые рекомендации, содержащиеся также в этой «инструкции», помогут справиться с происходящим.

Сложности адаптации

Почему возникают?

Привычный образ жизни сильно меняется, возникает ощущение неудобства и непривычности при выполнении даже самых обычных дел, неорганизованность, непонятно, по какому плану действовать в таких обстоятельствах. Основная задача – составить чёткий распорядок дня и максимально ему придерживаться.

Как проявляются?

Ты можешь чувствовать себя напряжённым и подавленным. Иногда кажется, что никто не может тебе помочь, и из-за этого тебе некомфортно. Возникает ощущение, что ты никогда не привыкнешь к этим новым условиям и трудностям. Тебе может казаться, что родители тебя не понимают и не разделяют твои переживания, это может вызывать обиду, раздражение или даже гнев.

Что делать?

Самое главное – надо составить план на день, в котором нужно отмечать время пробуждения и отход ко сну, приёмы пищи, время для учёбы, домашних дел, отдыха и общения с друзьями через социальные сети или мессенджеры.

Что не стоит делать!

Общая тревога

Почему возникает?

Тревога – это чувство, которое помогает человеку собраться, стать более внимательным. Однако есть случаи, когда тревога чрезмерна, и тогда беспокойство становится очень сильным. Кажется, что ты не можешь с этим ничего сделать.

Тревогу и беспокойство очень часто может вызывать недостаток или избыток информации, особенно когда она неоднозначная, противоречивая, разнонаправленная, излишне эмоционально окрашенная. Пытаясь найти ответы, мы потребляем ещё больше информации, которая, в свою очередь, снова увеличивает тревогу. Получается замкнутый круг: тревога → поиск информации в разных источниках → активное потребление больших её объёмов → повышение уровня тревоги.

В таком случае люди могут терять способность заниматься какой-либо деятельностью. Им сложно усидеть на одном месте, сконцентрироваться на тех задачах, которые надо выполнить. Из-за того, что не получается сосредоточиться и сделать запланированные дела, они накапливаются, беспокойство увеличивается.

Как проявляется?

Вы долго и бессистемно просматриваете новости, описывающие тревожную обстановку в мире, вам сложно остановиться. Другие физические проявления: сильное сердцебиение, учащённое дыхание, неспособность сделать глубокий вдох, чувство тяжести в груди, покраснение или побледнение кожи, дрожь в руках, ощущение мышечного напряжения. Кажется, что вы не можете сосредоточиться на чём-то конкретном, отвлечься на любимые дела, что вы подводите свою семью. Возникает неусидчивость, постоянное и неконтролируемое беспокойство, частая смена настроения по любому поводу, в том числе положительному, и даже без видимых причин.

Что делать?

Помните, что информация – это такой же продукт для нашего мозга, как пища для тела. Мы все знаем, что в пищу лучше употреблять свежие, полезные продукты в достаточном количестве, но нельзя переедать; что-то вредное: сладости, жирное, фастфуд – можно себе позволить в виде исключения. Так и с информацией: она должна быть актуальной, её должно быть достаточно (в новостном плане – 3-5 источников). Важно и не «переедать» информацию, выделять на просмотр новостей определённое время. «Вредной» информацией могут быть, например, страшные, смешные сюжеты, которые ИНОГДА смотрит практически каждый человек.

Что не стоит делать!

Ситуационная тревога

Почему возникает?

Это такое же переживание, но связанное с конкретной ситуацией, например: выполнение контрольных работ, подготовка к экзаменам, отношение с друзьями и пр. Вы боитесь, что что-то пойдёт не так.

Как проявляется?

Могут быть сильное сердцебиение, учащённое дыхание или неспособность сделать глубокий вдох, чувство тяжести в груди, покраснение или побледнение кожных покровов, дрожь в руках, ощущение мышечного напряжения. При выполнении какого-то конкретного действия могут возникать страх, волнение, злость, раздражение и даже внутренний протест: «Я не хочу это делать!» Из-за этого вы можете заменить важные дела посторонними, не придерживаться своего графика.

Что делать?

Что не стоит делать!

Межличностные конфликты

Почему возникают?

Нахождение в замкнутом пространстве – сложное испытание для всей семьи. Родители могут быть раздражительными, кричать и ругаться, младшие братья, сёстры могут быть очень активными, старшие братья, сёстры – настаивать на уединении. Такие реакции имеют свойство развиваться по цепочке: чем сильней эмоция одного, тем сильнее реакция другого.

Как проявляются?

Вы можете чувствовать нарастающее раздражение при общении с родными, проявляется желание остаться одному или потребность чаще находиться рядом с другими членами семьи, можете ощущать частые перепады настроения. Возможно, вы столкнётесь с необычными, повторяющимися реакциями как со своей стороны, так и со стороны родных (крики, слёзы, брань, ссоры и т.д.).

Что делать?

Что не стоит делать!

 Подведём итоги и сформулируем общие рекомендации:

Как сохранить психику ребёнка в период пандемии – советы психологов МЧС

Автор: admin

Полная версия