Как печатному изданию выжить в период пандемии, рассказал главный редактор журнала «Театрал»

О том, почему государство обязано поддерживать театры, насколько насыщена театральная жизнь Подмосковья и почему премия «Звезда Театрала» по праву считается самой субъективной, в эфире программы «Синемания. Область культуры» рассказал главный редактор жур


Читайте нас в: Google Новости

О том, почему государство обязано поддерживать театры, насколько насыщена театральная жизнь Подмосковья и почему премия «Звезда Театрала» по праву считается самой субъективной, в эфире программы «Синемания. Область культуры» рассказал главный редактор журнала «Театрал», журналист и президент Международной премии зрительских симпатий «Звезда Театрала» Валерий Яков.

С: Валерий, что для вас значит театр?

ВЯ: Театр я люблю давно, ещё со времён учёбы на факультете журналистики МГУ. Помню, как простаивал ночь у театральной кассы, чтобы добыть билетик и попасть в Ленком или на Таганку. Тогда ещё в нагрузку продавали билеты в неходовые театры. В моих архивах до сих пор лежат неиспользованные экземпляры.

С: Почему вы стали писать про театральную жизнь? Вы ведь долгое время были военным репортёром.

ВЯ: Знаете, я не очень-то и пишу про театральную жизнь, потому что не считаю себя специалистом в этой сфере. Колонку я веду скорее, как зритель. В определённом смысле – профессиональный, потому как часто стараюсь посещать театр и смотреть спектакли. И вообще, сам журнал «Театрал» прежде всего о любви зрителя к театру. Его так принимают и театральные деятели, поскольку мы не претендуем на лавры профессионального театроведческого издания.

С: Для чего сегодня нужен журнал о театре?

ВЯ: К сожалению, в наше время театр нужно открывать широкой аудитории, причём не только юной. Сейчас существует так много возможностей, чтобы наслаждаться визуальным искусством, оставаясь дома, что до театра не все доходят. Поэтому мы с командой делаем журнал, который распространяется не только в театрах, но и в городских торговых сетях. Там, куда приходит массовая публика и где ей может быть интересно открыть, полистать издание, отметить для себя нечто любопытное и захотеть пойти в театр. На обложке всегда очень узнаваемые актёры и режиссёры, выпуски наполнены любопытными материалами и героями. Чего стоит одна колонка Александра Ширвиндта! Уже только ради этого стоит взять в руки «Театрал».

С: В фильме «Москва слезам не верит» есть фраза про то, что когда-нибудь кино и театра не будет, а останется одно сплошное телевидение. Что сейчас происходит с театром?

ВЯ: Театр будет, я в этом нисколько не сомневаюсь. Пандемия подарила нам поистине всемирный бум онлайн-трансляций. Но это в очередной раз доказало, насколько нам необходим живой театр. Экран не передаёт той энергетики и атмосферы взаимодействия с актёрами, когда ты становишься соучастником происходящего на сцене.

Переступая порог театра, ты попадаешь в дом со своим определённым настроением и состоянием. Ты ждёшь, когда распахнётся занавес и можно будет погрузиться в процесс. Всегда идёт полное взаимодействие с публикой, четвёртая стена оживает. Всякий раз смотря один и тот же спектакль, он будет отличаться. Я одиннадцать раз смотрел «Евгения Онегина» в постановке Римаса Туминаса. Москва, Бостон, Нью-Йорк, Пекин – спектакль везде был абсолютно разным. Поэтому театр никуда никогда не уйдёт, и все пандемии и войны показали: даже если по объективным причинам театр на время затухает, потом он всё равно возрождается. И люди продолжают идти туда, чтобы отдохнуть душой.

С: Получается, у онлайн-спектаклей нет будущего?

ВЯ: Оно есть. У театра таким образом возник новый язык или даже целый жанр. Зум-спектакли и инстаграм-мюзиклы сделаны по-другому и выглядят необычно. Они стали неожиданностью, люди начали это смотреть. Так что будущее у них есть.

С: Как вы относитесь к театральным экспериментам?

ВЯ: Это всегда интересно, даже если я чего-то не понимаю и это не трогает душу. Если бы их не было, мы бы сегодня не имели того же театра им. Вахтангова. Ведь в своё время всё, что там происходило, было похоже на самый настоящий эксперимент.

С: А обнажение на сцене или ненормативная лексика?

ВЯ: Я не люблю, когда матерятся. Но полагаю, что если эстетически это оправдано и выглядит красиво и художественно, то всё может быть. А когда это происходит от беспомощности и выглядит пошло, то это некрасиво нигде.

С: Как вы считаете, почему так получается, что актёр, который блистает на театральной сцене, не делает того же в кино, и наоборот?

ВЯ: Не знаю. Я как зритель могу сказать, что есть разные примеры. На мой взгляд, есть артисты, которые прекрасно справляются с задачами и там, и там.

С: Валерий, если не брать в расчёт события последних месяцев, можете объяснить, почему кинозалы часто стоят пустые, а в театре яблоку негде упасть?

ВЯ: Мы живём в технологичное время. Кино можно смотреть на любом гаджете, не всегда люди готовы идти за этим в зал. А с театром так не получается. Он даёт теплоту и душевность, которые не передаёт экран.

С: Валерий, должно ли государство помогать театрам?

ВЯ: Я считаю, что государство обязано помогать театрам, если оно заботится о своих гражданах, об их психологическом, душевном и морально-нравственном состоянии. Люди нигде так не отдыхают, не отвлекаются и не заряжаются положительными эмоциями, как там. Театрам сегодня архисложно, они теряют деньги на ограничениях, на отсутствии зрителей. Бюджетные учреждения хоть как-то выживают, а вот частные просто погибают. 

С: Давайте поговорим о вашем издании. На какие средства существует журнал «Театрал»?

ВЯ: У нас, к сожалению, нет никаких спонсоров, так же, как и поддержки со стороны государства. Мы выживаем исключительно за счёт рекламы, которую у нас размещают театры, и за счёт продаж печатной версии.

Пандемия сильно по нам ударила. С апреля мы взяли паузу и не выходили всё лето. В этот период активно работал сайт. Мы очень надеялись, что попадём в список изданий, которым окажут помощь. Но этого не случилось, поскольку возникли трудности с формальными моментами. Мы оказались в числе СМИ, у которых не прошёл то какой-то параметр по типу ОКВЭД.

Однако, журнал выстоял. Для этого пришлось урезать зарплаты, отказаться от сотрудничества с авторами. Нам просто нечем было платить гонорары. Сейчас ситуация немного стабилизировалась, поскольку заработали театры. К нам опять пришла реклама.

С: Вообще, насколько рентабельно сегодня выпускать печатное издание?

ВЯ: Сейчас делать это весьма сложно, но мы стараемся. Тираж заказываем тот, который точно разойдётся. Распространяем его по подписке и активно поддерживаем печатную версию сайтом. Аудитория там довольно широкая, и это особенно заметно, когда начинается голосование за премию «Звезда Театрала».

С: Расскажите нам о ней.

ВЯ: Она абсолютно зрительская. Всё, что с ней связано, происходит в виртуальном пространстве. В течение года зрители сами номинируют актёров, режиссёров, спектакли и премьеры. В конце театрального сезона мы всё собираем и формируем лонг-лист – по десять участников в 18 категориях. Голосование обычно идёт летом. Далее мы отбираем лидеров в шорт-лист и запускаем голосование уже по нему. В среднем, в нём принимает участие до ста тысяч человек из более чем 80 стран мира. Это тот самый пример, когда у русского театра нет границ. То есть наш сайт читают в разных точках планеты и везде наш театр любят, даже если люди не имеют возможности смотреть спектакли живьём.

С: Насколько объективно такое голосование? Часто ли оно совпадает с мнением профессионалов?

ВЯ: Я всегда говорю, что премия «Звезда Театрала» – самая субъективная. Тут зритель голосует эмоциями и воспоминаниями, душой и привязанностью к актёрам. В 90-95% случаев он не видит эти спектакли. Но если ему нравится тот или иной театр, который борется за премию, человек может его поддержать и отдать свой голос.

С: А как вы боретесь с мошенниками? Ведь голосование в интернете – благодатная почва для них.

ВЯ: Наша техническая служба следит за подобным.

С: Валерий, как вы считаете, что сегодня происходит с театральной культурой в регионах? В частности, у нас в Подмосковье?

ВЯ: Наш журнал дружит с подмосковными театрами, мы сотрудничаем. Например, в этом году на премию «Звезда Театрала» номинирован театр «ФЭСТ» из Мытищ. Прекрасные работы представили также Театр юного зрителя (МОГТЮЗ – прим. автора) и Московский губернский театр. Вообще, Подмосковью грех жаловаться, театральная жизнь тут бурлит и всегда есть, что посмотреть.

С: Буквально накануне стали известны имена лауреатов в номинации «Легенда сцены». Как происходил отбор и как принималось решение?

ВЯ: Это единственная номинация, лауреатов которой много лет подряд выбирает редколлегия журнала. Также у премии есть общественный совет, которому мы рассылаем наши предложения. За 13 лет ни разу не было ситуации, когда чья-то кандидатура вызвала вопрос или дала почву сомнениям.

«Синемания». Эфир от 30.10.2020 г. Гости — Василий Горчаков и Валерий Яков

Рок‑концерт, уроки по этикету и мастер‑классы: Дмитровский кремль готов к акции «Ночь искусств»

Автор: admin

Полная версия