Как помочь ребёнку с отставанием в речевом развитии?

Как запустить речь у неговорящих детей, где искать специалистов и как действовать, если у ребенка задержка развития, рассказал «Радио 1» Ринат Каримов – педагог, специалист по работе с детьми с расстройством аутистического спектра и задержкой речевого раз


Читайте нас в: Google Новости

Очень важно вовремя обратить внимание на проблемы с речью.

«В норме в 2-4 месяца должно быть гуканье и гаканье, в 4-6 месяцев идут слоги, повторение, потом к году ребенок начинает говорить что-то самостоятельно, и в 1,5 года должно появиться уже 10-15 слов. Если ребёнок отстаёт в этом, если в возрасте 4-6 месяцев уже есть отклонения, то ждать, конечно, нельзя, уже надо что-то делать, уже надо бежать к специалистам, и грамотный специалист даст совет», – сказал эксперт.

Помочь в развитии речи должна правильно сформированная языковая среда.

«Необходимо убрать планшеты и телефоны от ребёнка. А то очень часто бывает такое: ребёнку два года, он плачет, и ему проще дать телефон – на, смотри мультики, и всё! А надо создать речевую среду, сходить к специалисту, к логопеду, к дефектологу. Но не пытаться действовать самостоятельно, начитавшись советов в интернете, потому что неспециалист не сможет отличить хорошие советы от плохих, и ребёнку может быть нанесён вред», – пояснил Каримов.

Также специалист рассказал о нестандартных методах реабилитации особенных детей:

«В реабилитационный маршрут, как правило, входят занятия по сенсорной интеграции, занятия плаванием, занятия ABA-терапией, если ребёнок в 5 лет еще не говорит и у него нарушено поведение. Всё зависит от диагноза. Под каждого ребенка подбирается индивидуальная реабилитация. Шокотерапия работает. Вообще с детьми с особенностями развития работает включение обратной ориентировочной реакции – что-то яркое сделать, что-то необычное! Я вот, например, мажу себе рот краской, чтобы они смотрели и не отвлекались. Иногда нужно напугать – в хорошем смысле, не травмируя психику, иногда через эмоцию возможно вызвать нужную реакцию у ребенка. В эмоциях появляется лепет, гуление, слоги и слова. Иногда я притворяюсь злым пиратом, которого надо спасти или пожалеть. Через игру вызвать эмоцию».

Разговаривать с ребёнком с нарушением речи нужно особенным образом.

«Предложения должны быть короткими, нельзя с неговорящим ребенком, особенно если он не понимает обращенную речь, говорить очень много. С ним нужно говорить конкретно: ты проснулся, мы идем гулять, ты кушаешь, ты бежишь, машина едет», –объяснил эксперт.

Он подчеркнул, что в разговоре должно быть не более 15-20 слов, иначе ребёнок просто не поймёт.

Эксперт также подчеркнул, что родителям детей с особенностями важно помнить и о своих нуждах, чтобы не было психологического выгорания.

«Самое главное в жизни человека, для человека – это он сам! И если родитель забывает, что самое главное в жизни для него это он сам, он близится к выгоранию. В-первую очередь нужно помнить о себе. Это как в самолёте - «сначала маску себе, затем ребенку». Уважаемые родители, сначала спасаем себя, в данной ситуации, а потом помогаем ребенку, иначе вы не сможете полноценно помочь ребенку, если у вас нет ресурса», – подытожил эксперт.

Екатерина Мусеева

Автор: admin

Полная версия