Как предотвратить детский суицид? Интервью с психологом

Каждый родитель желает своему ребёнку добра и готов без раздумий отдать собственную жизнь, лишь бы он был жив и здоров.


Читайте нас в: Google Новости

Каждый родитель желает своему ребёнку добра и готов без раздумий отдать собственную жизнь, лишь бы он был жив и здоров. Потерять ребёнка – это самое страшное горе. Почему же некоторые дети не ценят свою жизнь? По каким причинам у детей возникают мысли о том, что их жизнь бессмысленна? Как уберечь подростков от трагической ошибки? На вопросы «Радио 1»  ответила клинический психолог, детский психолог, автор книги «Я поживу ещё немного. Дневник подростка» Нана Губанова.

 – Почему именно в подростковом возрасте часто возникают мысли о суициде?

– Мысли о суициде свойственны в любом возрасте. В то же время представление, что именно этот возрастной период наиболее уязвимый для подобных переживаний, появилось неспроста. Это обусловлено социальной и психофизиологической ситуацией развития.  Подростковый возраст — это такой период, когда человек начинает по-новому на себя смотреть.  Прежнее понимание и представление о мире не устраивают, ценности требуют пересмотра. Подростки прощаются с детством, символически убивают в себе ребёнка. Подростки меняются, они нуждаются в новых ориентирах. Складывается такая ситуация, что прежние опоры разрушены, а новые ещё не сформированы. В таком состоянии они реагируют гораздо острее на социальное положение среди сверстников, на ощущение себя успешным, подростки гораздо эмоциональнее проживают стресс, тяжелее, чем дети или взрослые, переносят ситуацию отвержения, неуспешности. Француаза Дольто (французский психоаналитик) говорила: «Подростки обладают хрупкостью новорождённого». Только новорождённый борется за физическое выживание, а подростки уязвимы эмоционально. К тому же в подростковом возрасте естественно актуализируется интерес к теме смерти. Они видят в этом очень много мистического и нуждаются в новом понимании этого явления. Отсюда их тяга к экспериментированию, приключениям и рискованному, экстремальному поведению. Как будто они телом хотят прикоснуться, пощупать, что такое смерть как экзистенциальная данность.

 – Существует ли какая-то связь между мыслями о суициде беременной женщины и рожденного ею ребёнка?

 – Я думаю, что да, определённая связь есть, но немаловажную роль играет мотивация матери сделать аборт. Допустим, врачи прогнозируют у плода различные пороки в развитии. Мама уже очень любит этого ребёнка, но не хочет обрекать его на страдания, особенно если боится, что не сможет обеспечить ему должный уход, или существует высокий риск для самой матери. Это одна ситуация. А вот, к примеру, если мама размышляет об аборте, так как это случайная беременность, так как она рассталась с молодым человеком, так как закрываются много перспектив для неё… А, может, у неё уже очень много детей, или она ненавидит ребенка,  так как была изнасилована и желает всеми способами избавиться от плода – причины можно перечислять  бесконечно, но это уже другое. Развиваясь в утробе матери, ребёнок очень чувствителен к эмоциональному состоянию мамы. Если всю беременность мама пребывает в депрессивном состоянии, это не может не отразиться на ребёнке. Он как бы подсознательно чувствует, что не должен был появиться на свет, мама как бы передает послание, что его тут никто не ждёт, что он является причиной чьих-то страданий… У таких детей гораздо чаще наблюдаются эмоциональные трудности, в том числе переживания суицидальных мыслей. Тогда важно этому ребёнку или подростку передать новое послание: раз он появился на свет вопреки желанию мамы, значит, его желание жить было сильнее, значит, он зачем-то должен был родиться… Известный факт, что если женщина не хочет иметь детей, то часто она либо не может забеременеть (психологическое бесплодие), либо случаются самопроизвольные выкидыши.

 – Склонность говорить о суициде как о способе решения проблемы – это свойство конкретного характера, следствие внешнего влияния или семейная черта?

– Мне не нравится такая постановка вопроса. Каждый случай очень индивидуальный. Статистика нам скажет, что если у кого-то из членов семьи были суицидальные попытки или завершённый суицид, то у других риск решать трудности именно этим способом повышается. И дело здесь не столько в генетике, сколько опять же в бессознательных посланиях. Родственник, совершивший суицид, как бы снимает табу на этот способ решения проблем. Второй момент – суицид заразителен, особенно в подростковой среде. Всё объясняется снижением страха, интересом, экспериментированием в формате «суицид – это круто». И часто за подростковым суицидом стоит не истинное желание смерти, а скорее отомстить обидчику, наказать, освободить близких от страданий или, что чаще всего, крикнуть о помощи.  Если говорить о характере, то суицид – это форма аутоагрессии. Действительно, кому-то свойственно направлять агрессию на других, разрушая мир вокруг себя, у других в характере – агрессию направлять на себя. Если обращаться к базовому отношению к миру, то люди могут ещё в самом младенчестве сделать вывод о мире, как о чём-то не безопасном. Другими словами: «мир плохой, а я хороший», или напротив: «мир хороший, а я плохой». Первое базовое отношение к миру чаще свойственно людям, которые направляют агрессию во вне. Второе – людям с аутоагрессией. Хочу также добавить, что есть еще понятие скрытый суицид, который в равной степени может проявляться и в первом, и во втором случае. Люди с аутоагрессией могут разрушать себя, например, алкоголем, рискованным поведением.

 – Когда ребёнок грозит родителям в формате «если…, то я себя убью», какая правильная реакция должна быть у родителей, чтобы от угроз ребёнок не перешел к действиям, но чтобы и не потакать такому шантажу?

 – Если такие высказывания исходят от подростка, то их нужно воспринимать как явное проявление психологического и эмоционального неблагополучия подростка и семьи в целом. Это определённо крик о помощи. Подросток может не знать, как иначе сообщить о том, что ему плохо.  Здесь ясно одно: семья нуждается в помощи!  Важно разбираться, что было до того, как эта форма поведения проявилась. Скорее всего, коммуникация в семье в принципе строится через шантаж и манипуляции с обеих сторон. И в семье есть негласная норма строить своё общение таким образом. Родителям я бы рекомендовала сказать: «Если ты себя убьешь, мне будет очень больно. Я не хочу, чтобы ты лишал себя жизни». В любом случае они должны пересмотреть своё отношение к подростку, к его потребностям, и выйти с ним на конструктивный диалог. Как это сделать? В каждой семье очень индивидуально. Важно также помнить, что за таким шантажом может скрываться как глубокое личностное неблагополучие, депрессия, так и потребность во внимании, что вполне естественно. Только подросток этого внимания другим способом получить не может.

 – Когда ребёнок думает о суициде не вследствие каких-то обстоятельств, а по причине его выводов о бессмысленности жизни, что ему нужно сказать, как сделать, чтобы эти мысли покинули его навсегда?

– Этот ребёнок находится в поисках этого смысла. Любому человеку важен смысл. За этим бессмыслием могут прятаться потеря контакта с собой или миром, глубокое одиночество, изоляция и потребность в близости, подавленная высокая тревожность или злость на себя или на что-то, что ему не нравиться…. В первую очередь с ребёнком важно об этом говорить, а для начала – принять его видение и ощущение бессмысленности жизни.  Такое возможно только в том случае, если ребёнку безопасно и есть доверительная атмосфера. Если по каким-то причинам ребёнок не может об этом говорить с близкими, предложите ему поговорить с психологом, который поможет ему почувствовать контакт с собой, с миром и понять, какой смысл он хотел бы найти в этом мире.

В серпуховском молодёжном центре провели круглый стол, посвящённый проблеме подростковых суицидов

Как родителям особенных детей бороться с эмоциональным выгоранием

Автор: admin

Полная версия