Кинокритик рассказала, чего ждут от российского кино на международных фестивалях

Почему международные кинофестивали ждут от России чернушных историй, что такое «фестивальный заказ», как новый фильм режиссёра Кирилла Серебренникова примут в Каннах и есть ли у актёра Юры Борисова шансы на работу за рубежом, программе «Синемания» рассказала  журналист, кинокритик и продюсер Мария Безрук.


Читайте нас в: Google Новости

Почему международные кинофестивали ждут от России чернушных историй, что такое «фестивальный заказ», как новый фильм режиссёра Кирилла Серебренникова примут в Каннах и есть ли у актёра Юры Борисова шансы на работу за рубежом, программе «Синемания» рассказала  журналист, кинокритик и продюсер Мария Безрук.

С: Мария, для чего нужны кинофестивали?

МБ: В первую очередь для того, чтобы посмотреть, какие темы нынче волнуют общество в целом и творческое сообщество в частности. Узнать, каков сегодня уровень кинематографа, какие новые авторы появляются.

С: Почему, как вы считаете, лауреаты крупнейших кинофестивалей не пользуются кассовым успехом?

МБ: Потому что они снимают достойное авторское кино, не ориентированное на широкую аудиторию. Времена, когда очень хороший фильм, получивший «Оскар», был ещё и зрительским, имея при этом кассовый успех, увы, миновали. Таким, к примеру, было «Криминальное чтиво» Квентина Тарантино.

На сегодняшний день совершенно жёстко разграничиваются направления в кино. Либо вы снимаете блокбастер для того, чтобы его посмотрели как можно больше людей и, следовательно, вы заработали много денег. Либо вы самовыражаетесь в искусстве и снимаете на остросоциальные межгалактические темы, желательно за небольшие деньги и весьма оригинально. Потом получаете приз, например, в Каннах, и ставите его себе на полочку.

С: А совместить нельзя?

МБ: Совместить удаётся всё реже.

С: Мария, да, кинофестивали сегодня – это смотры авторского кино, направленные на понимание вектора в кинематографе. Однако, как правило, открывают и закрывают их блокбастеры. Почему?

МБ: Да, безусловно. Тут хочу отметить вот что. Когда в стране проходит международный кинофестиваль, особенно в последние годы, главной задачей его является продвижение национального кинематографа. Поэтому, если мы говорим о Каннах, то понятно, что кем-то из призёров станут французы. Давно отмечено, что там стабильно один из основных призов получает Франция. Все прекрасно понимают – таковы правила игры. Кстати, очень часто эти картины действительно оказываются хороши.

Ну и вернусь к вопросу о блокбастерах. Церемонии открытия и закрытия кинофестивалей – глянцевые торжественные мероприятия, своеобразные ярмарки тщеславия. Без звёзд их не организовать, а они в основном снимаются в блокбастерах.

С: Скажите, почему, на ваш взгляд, за рубежом не любят русское коммерческое кино?

МБ: Потому что это выглядит как попытка копировать Голливуд на русской почве. Почти всегда это получается неудачно. Поэтому кому подобное будет интересно, если у них есть своё и лучше. Именно это провоцирует интерес к авторскому кино, которое показывает проблемы нашего общества и определённый русский колорит.

Знаете, у нас есть такое абсолютно негласное понятие, как «фестивальный заказ». В среде режиссёров оно означает, что, если ты хочешь, чтобы твоя картина претендовала на позицию в Каннах, то нужно снять нечто чернушное. С социальными проблемами, с извращениями и так далее. Чем омерзительнее это будет выглядеть, тем выше шансы.

С: Но ведь это касается не всех фильмов?

МБ: Это касается всех стран. Но конкретно от России ждут именно такого.

С: Мария, в этом году в Каннах будет показано несколько российских картин. Получается, что, например, работа Кирилла Серебренникова «Петровы в гриппе» тоже чернушная история?

МБ: Не совсем. Во время прошлого кинофестиваля Кирилл Серебренников ещё находился под домашним арестом, поскольку был под следствием. Вся общественность тогда следила за этим. После всей этой судебной истории он априори интересен Каннам. Хотя бы потому, что Кирилл Серебренников – режиссёр с мировым именем, который являлся отчасти политическим заключённым. Хотя, конечно, дело было не таким.

Что касается числа российских фильмов, представленных на смотр в Каннах в этом году. Их шесть, и это беспрецедентная история. Ещё тут мне бы хотелось поздравить Юру Борисова, который снимался в двух картинах, выдвинутых в основном конкурсе. В обеих он исполняет главные роли. Это счастье. Я очень за него рада. Надеюсь, что его заметят и в дальнейшем будут приглашать работать за рубежом.

Фото: riviera24.it

Автор: admin

Полная версия