Культурное обновление. Музей Салтыкова‑Щедрина под Талдомом переехал в новое здание

Долгое время учреждение занимало часть местного храма


Читайте нас в: Google Новости

Обновлённый музей имени Михаила Салтыкова-Щедрина открыли 27 января в селе Спас-Угол Талдомского городского округа в день 193-летия со дня рождения писателя. Учреждение перенесли в новое здание, а также расширили существующую экспозицию. Долгое время музей писателя находился в половине родового храма семьи Салтыковых, построенного матерью писателя.

Как передаёт корреспондент «Радио 1», 16 тысяч человек в год посещают подмосковный музей сатирика Салтыкова-Щедрина. Изначально учреждение заработало в 1986 году в здании Преображенской церкви – единственного сохранившегося строения на территории родового гнезда писателя – усадьбы Салтыковых, где жили многие его родственники по отцовской линии. Дворянская усадьба была практически полностью разорена и уничтожена в годы гражданской войны. Помимо этой церкви, где крестили будущего писателя, сохранились парк, липовая аллея и каскад прудов.

С 1994 года музей начал соседствовать под одной крышей с заработавшим на тот момент церковным приходом. Такое соседство может показаться действительно несколько странным, учитывая то, что вокруг церкви находится кладбище. На нём захоронены и многие родственники писателя, жившие в XVIII-XIX века.

Однако по словам заместителя директора по научной работе Талдомского историко-литературного музея Сергея Балашова, в ведении которого находится музей писателя в селе Спасс-Угол, такое соседство складывалось исключительно мирно и не доставляло обеим сторонам особых неудобств.

«Раньше музей занимал весь храм. Благодаря музею, мы сохраняли здание церкви. Провели его реставрацию, были возведены ограды с въездными воротами, какие они были при Салтыковых. В годы советской власти они были утрачены. В 1994 году образовалась община верующих, тогда было решено отдать купольную часть храма под их нужды, музей потеснился и занимал только трапезную часть. Колокольня была на нашей территории, но использовалась и верующими. Это здание – хороший синтез использования церковью и государственной структурой. Все эти годы мы очень мирно сосуществовали. Например, на Пасху, когда крестный ход должен выходить с западных дверей храма, мы загораживали экспозицию, и крестный ход шёл через музей, огибал весь храм и возвращался в эту часть», - пояснил Балашов.

Некоторые предметы сохранились непосредственно в здании церкви, другие при разграблении усадьбы в 1919 году оказались у местных крестьян, и в 1920-30 годы их выкупили музеи Талдома. Много вещей хранилось у кого-то буквально на чердаках. Сегодня музею поступают предложения передать вещи в дар, в основном иконы и монеты. Но в последние годы таких безвозмездных обращений всё меньше – люди стали ценить старину и предлагают вещи той эпохи за плату. Музей, который финансируется из муниципального бюджета, в меру своих возможностей пополняет фонд и таким способом.

Как рассказал Сергей Балашов, музей писателя постоянно пополняет свою коллекцию, зачастую экспонаты удаётся найти в антикварных магазинах.

«Поскольку усадьба сгорела, сохранилось не очень много экспонатов. Среди подлинных вещей Салтыковых уцелели документы и книги, сохранилась мебель. Доподлинно мы не можем утверждать, что она из усадьбы Салтыковых. Но про одну вещь так можно сказать совершенно точно – это ломберный стол, за такими играли в карты. Известно, что многие писатели сочиняли за ними свои произведения. У нас всё оригинальное, но какие-то вещи точно принадлежали семье Салтыковых, другие просто из той эпохи. Всё подбиралось очень тонко. Такая практика нормальная для большинства музеев. У нас сохранились описания Салтыковской усадьбы, по которым мы подбирали предметы. Известно, какие были каминные часы, два года назад мы купили примерно такие в антикварном магазине», - поделился Балашов.

Подлинность предметов определяют научные сотрудники музея. Для этого есть несколько параметров. Один из них — оценка материала, из которого изготовлен предмет. Например, силумин – сплав алюминия с кремнием – появился лишь в начале XX века, хотя очень много подделок из него подписывают XVIII веком.

Так же важно знать саму историю предметов быта. Например, мебельный гарнитур горка с изогнутым стеклом стал изготавливаться в начале XX века. Бывает, некоторые недобросовестные дельцы на антикварном рынке утверждают, что их горки с изогнутым стеклом на 200 лет старше.

Сегодня музей писателя встречает посетителей уже в новом современном двухэтажном здании, специально построенном в нескольких десятках метрах от старой церкви, которую полностью отдадут прихожанам. Здание музея возвели в стиле хай-тек – с виду это стеклянный куб, на парадной стороне изображён портрет писателя, который, вероятно, будет подсвечиваться в тёмное время суток.

У музея появится полноценное помещение для научных сотрудников. Раньше они были вынуждены размещаться в небольшой церковной кладовой. Для посетителей в музее проводят концерты классической музыки, соответствующей духу того времени. А мастера одного местного крупного предприятия устраивают мастер-классы по росписи фарфоровых изделий.

Автор: admin

Полная версия