В Центробанк России в первом квартале текущего года поступило более 60 тыс жалоб от граждан. Более 64% жалоб касается работы банков, свыше 13,5% – субъектов страхового дела. Как сообщает регулятор, наибольшую долю среди жалоб на кредитные организации занимают вопросы потребительского кредитования – без малого 38%.
По итогам рассмотрения заявлений Службой по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг банкам, страховщикам, микрофинансовым организациям, ломбардам и иным участникам финансового рынка направлено 611 предписаний. В отношении виновных лиц оставлено 657 протоколов об административных правонарушениях. В ведомстве отмечают снижение обращений по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 13%.
Если вы тоже считаете, что банк, негосударственный пенсионный фонд, страховая или брокерская компания нарушили ваши права, обращайтесь в Банк России. Он контролирует финансовые организации и акционерные общества. В ЦБ действует Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг. Она разбирается в сложных ситуациях и при необходимости выдает организациям предписания об устранении нарушений, а если они не реагируют, составляет и передает в суд протоколы об административных правонарушениях для привлечения виновных лиц к ответственности.
Жалоба – это официальное письменное обращение. Она даёт возможность урегулировать ситуацию, не доводя дело до суда. Стандартный срок рассмотрения – 30 дней со дня регистрации. Если нужно запросить дополнительные документы, он может увеличиться до 60 дней. Если вопрос типичный, ответ получите оперативно. В ответе на жалобу вам расскажут, что сделано регулятором, и дадут рекомендации, что делать дальше. Если организация, на которую вы жаловались, действовала по правилам, вам разъяснят все нюансы.
В ЦБ можно направить жалобу на:
– банки;
– бюро кредитных историй;
– страховые компании и других участников рынка страхования;
– МФО, кредитные потребительские кооперативы, жилищные накопительные кооперативы, сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, ломбарды;
– негосударственные пенсионные фонды, акционерные инвестиционные фонды, управляющие компании инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда;
– брокеров, дилеров, форекс-дилеров, биржи, регистраторов, доверительных управляющих ценными бумагами, депозитарии;
– акционерные общества, если они нарушают ваши права как акционера;
– общества с ограниченной ответственностью, если они уклоняются от созыва общего собрания, проводят его с нарушениями закона или другим образом ущемляют ваши интересы.
Прежде чем писать жалобу, ознакомьтесь со списком финансовых организаций, которые лицензированы или зарегистрированы Банком России на его сайте. Если ваш обидчик в этом списке, пишите в ЦБ. Если вы пострадали от организаций, которых в списке нет, обращайтесь сразу в правоохранительные органы.
Как действовать в случае типичных проблем, вы можете узнать на странице интернет-приёмной Банка России. Посмотрите ответы на самые распространённые вопросы. Возможно, вам даже не придётся направлять жалобу.
Заявление можно направить через интернет-приёмную, а также по почте или лично – через общественную приёмную Банка России по адресу: Москва, Сандуновский пер., д. 3, стр. 1. Контактные адреса и телефоны можно посмотреть на сайте Банка России. В условиях пандемии возможность личного приёма граждан приостановлена, поэтому для подачи обращения необходимо воспользоваться дистанционными сервисами.
Жалобу можно написать в свободной форме и как можно более подробно. Сам регулятор рекомендует следующее:
– Сформулируйте цель вашего обращения и результат, которого вы хотите достичь.
– Максимально чётко и последовательно изложите суть проблемы, сохраняя хронологию событий. Укажите все значимые даты, события и имена сотрудников организации, с которыми вы взаимодействовали.
– Полностью укажите реквизиты финансовой организации: название, ИНН, ОГРН, юридический адрес, номер лицензии. Всё это написано в вашем договоре с организацией.
– Укажите все данные и реквизиты, которые могут относиться к содержанию жалобы: номер договора и дату его заключения; номер страхового полиса и реквизиты водительского удостоверения – в жалобе по вопросам автострахования; номер СНИЛС – в жалобе на деятельность пенсионного фонда; выписка из ЕГРЮЛ – в жалобе на деятельность обществ с ограниченной ответственностью.
– К жалобе можно приложить копии переписки с организацией, на которую вы жалуетесь, или её представителями, включая переписку по электронной почте; копии любых документов и материалов, подтверждающих обоснованность жалобы и изложенные в ней сведения, включая копии страниц сайтов в интернете.
– Оставьте ваши контактные данные: фамилию, имя, отчество, почтовый адрес или адрес электронной почты, на который вы хотите получить ответ, номер телефона.
Если вы планируете подавать жалобу на бумаге, а не в электронном виде, её необходимо заверить личной подписью.
Если предоставленных вами сведений и документов будет недостаточно, у вас их запросят дополнительно.
Такой вариант урегулирования споров – цивилизованный выход из конфликтных ситуаций. Выявленные нарушения анализируются, и ЦБ, в том числе с вашей помощью, выявляет слабые места, внося коррективы в действующие нормативы и правила для усовершенствования финансовой системы.
Если вам необходима справочная информация, получить её можно на сайте Банка России или по телефонам контактных центров:
– бесплатно для звонков из регионов России – 8 (800) 300-30-00;
– по тарифам вашего оператора +7 (499) 300-30-00
– бесплатно для абонентов «Билайн», «Мегафон», МТС, Теле2, Yota – по номеру 300.
Автор: admin