Мне бы в небо. Как провожают самолёты

Корреспондент «Радио 1» познакомился с особенностями работы аэропорта зимой


Читайте нас в: Google Новости

До 300 литров специальной жидкости уходит на противообледенительную обработку одного самолёта в аэропорту Домодедово. Зимой эту процедуру проходят почти все воздушные суда, вылетающие из столицы. Корреспондент «Радио 1» Павел Корицкий познакомился с особенностями работы воздушной гавани в зимний период. Для этого он отправился в аэропорт Домодедово.

Сложные метеоусловия – всегда повышенный риск для авиации. Несколько месяцев назад в Якутии из-за обледенения взлётно-посадочной полосы совершающий посадку лайнер подломил стойку шасси. На борту находились более 90 человек, некоторые получили травмы. Похожий инцидент случился уже в этом году в Москве: за пределы взлётно-посадочной полосы аэропорта Шереметьево выкатился самолёт чешской авиакомпании. Пилот не справился с управлением также из-за гололёда. Никто не пострадал, но несколько десятков рейсов было задержано. А одной из причин крушения в 2018 году самолёта Ан-148, летевшего из Москвы в Орск, стало обледенение датчиков высоты. Тогда погиб 71 человек.

В столичном аэропорту Домодедово за сутки садятся и взлетают до 1 тысячи самолётов. Пик авиапотока приходится на сезон летних отпусков, но даже зимой авиагавань обслуживает около 500 судов ежедневно.

Чтобы в холодное время года приём и отправка рейсов не прекращались из-за капризов погоды, в Домодедове действуют превентивные меры. Надлежащее состояние взлётно-посадочной полосы поддерживают более полусотни единиц спецтехники. После механической очистки поверхность обрабатывается специальным реагентом, который, в отличие от веществ, используемых на городских улицах, не вызывает коррозии. Но главное – авиареагент не борется со льдом, а предотвращает его образование.

«Постоянно измеряется коэффициент сцепления, потому что это одна из основных величин, которые должен знать экипаж, чтобы принимать решение, садиться или не садиться – наравне с ветром, с видимостью. Гололёда на полосе нет, его там не может быть по определению. Реагенты применяются не для того, чтобы топить лёд, а для того, чтобы его не образовалось на полосе», – рассказал начальник аэродромной группы международного аэропорта Домодедово Иван Перминов.

После очистки и обработки взлётной полосы сцепление с поверхностью проверяет специальный автомобиль. При наборе скорости 60 километров в час из его тележки на землю опускается третье колесо – точная копия стойки шасси.

Свои коррективы погода вносит и в работу тех, кто видит самолёты преимущественно на экране монитора.

«Мы работаем в сложных метеоусловиях – осадки затрудняют движение, затрудняют поток, потому что коэффициент сцепления падает. Не надо быть авиационным специалистом, чтобы это понимать. Когда полоса может быть теоретически скользкой или не такой устойчивой, как при сухих условиях, любому воздушном судну, особенно тяжёлому, нужна большая дистанция для торможения. Это вызывает некоторые сложности. Плюс нужно чистить слой осадков, оперативно вызвать специалистов аэродромной службы. Мы вынуждены делать интервалы, и некоторые воздушные суда находятся в воздухе дополнительное время для того, чтобы специалисты аэродромной службы могли оперативно очистить полосу и создать благоприятные условия для посадки», – сообщила авиадиспетчер Светлана Кизилова.

Благодаря современному оснащению и всем необходимым мерам безопасности аэропорт Домодедово может принимать суда в любую погоду. Единственная причина, по которой самолёт вынужден уходить на запасной аэродром – это ограниченные возможности самого лайнера.

«Риски, конечно, сведены к минимуму, потому что заходы выполняются с повышенными интервалами. Например, в простых метеоусловиях при видимости более 10 км в сухую, ясную погоду минимальный интервал между воздушными судами может составлять 5 км, а при категории 2-3 – интервал не менее 15 км, то есть он увеличивается втрое. Плюс к этому не каждый пилот имеет допуск к посадке в таких условиях. Соответственно, не так много самолётов заходит на посадку. Поэтому большой очереди нет. Светосигнальное оборудование включается на максимальную яркость, включаются импульсные огни. Всё делается для того, чтобы полёт был завершён безопасно», – отметил диспетчер стартового диспетчерского пункта Домодедовского центра обслуживания воздушного движения ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» Максим Шитов.

Одна из самых востребованных услуг у авиаперевозчиков зимой это обработка самолёта противообледенительной жидкостью. У некоторых зарубежных авиакомпаний она пользуется спросом и летом. Однако решение о необходимости обработки конкретного самолёта принимает командир воздушного судна.

На один лайнер в зависимости от его модели и погоды может уйти от пары сотен литров до тонны жидкости, в основе которой смесь гликоля с водой. После такой обработки самолёт, как правило, тут же взмывает в небо.

Автор: admin

Полная версия