Когда пропадает ребёнок – всегда страшно, и недавнее исчезновение 12-лентней Дианы Жулиной в Москве тому подтверждение. После двух дней поисков девочку нашли живой волонтёры поисково-спасательного отряда «ЛизаАлерт». Маргарита Кустова, информационный координатор отряда, рассказала каналу «Fast-интервью» о том, что взять с собой в лес, чтобы вас точно нашли, если вы заблудитесь, когда плачут даже мужчины, а также о самых невероятных спасениях людей.
История создания отряда
«Отряд появился в 2010 году, после поиска четырёхлетней Лизы Фомкиной в Орехово-Зуеве. Девочка ушла на прогулку в лес со своей тётей, у которой было ментальное заболевание, и заблудилась. Первые дни её никто не искал, потому что в это время в Орехово-Зуеве был День города, все сотрудники служб охраняли порядок на праздничных мероприятиях. А позже знакомая отца девочки написала пост в интернете о том, что пропал ребёнок, нужны люди на поиск. И тогда со всей Московской области начали съезжаться добровольцы. Конечно, никаких методик тогда не было, никто не знал, как искать, не было оборудования, это был первый такой масштабный поиск. На девятый день нашли погибшей тётю Лизы, а уже на десятый саму девочку, она тоже погибла. Позже выяснилось, что добровольцы не успели всего на сутки. Люди, потрясённые этой трагедией, не захотели её повторения, и в октябре 2010 года появился наш отряд «ЛизаАлерт». Почему такое название? В Америке существует система оповещения о похищенных детях, она называется «AMBER Alert». Мы взяли вторую часть названия, как оповещение о том, что пропал ребенок. Сначала мы занимались поиском только детей, но со временем стали расширяться и брать другие категории людей».
Бесплатная помощь
«У нас нет расчётных счетов. Мы не принимаем денежную помощь ни за поиски, ни просто от людей. Участие в поисках бесплатное, то есть мы не получаем зарплату. Нам можно помочь какими-то материальными вещами, например принести бумагу, скотч или купить оборудование. У нас есть компании, которые помогают, например, EKA обеспечивает нас топливными картами. Пожилые люди всегда хотят как-то отблагодарить, спрашивают: «Что мы вам должны?», и когда узнают, что наша помощь абсолютно бесплатная, искренне удивляются. Часто приносят нам пирожки в штаб, особенно если поиск проходит в какой-то деревне или СНТ. Там люди очень отзывчивые. Однажды, во время моего поиска было три стола, полностью забитых едой».
– Кто может стать поисковиком?
– Поисковиком может стать любой человек, если он достиг 18 лет. У нас есть разные направления в отряде, можно искать и в лесу, и в городе, можно работать удалённо: это информационные координаторы, операторы горячей линии. Виды помощи могут быть разные. Среди добровольцев есть и люди с ограниченными возможностями, маломобильные.
– Какое «горячее» время для поисковиков?
– Время с апреля по октябрь мы называем «горячим сезоном», потому что в лес ходят грибники, ягодники, люди, собирающие травы и т.д. В день мы получаем от 10 до 30 заявок, и это только активные, на которые мы выезжаем. А вообще заявок, которые приходят нам в сутки, только на лесные поиски бывает от 60 до 180.
Чтобы не потеряться, с собой в лес нужно взять:
– Кто чаще всего пропадает?
– Дети, пожилые люди, люди с ментальными нарушениями, дезориентированные в пространстве. В «сезон» – это грибники, ягодники.
– Как психологически справляетесь, если находите человека погибшим?
– Универсального совета для всех добровольцев нет. Кто-то привык, в силу своей профессии – это чаще всего врачи, полицейские. Кто-то уже давно в отряде и нашёл свой рецепт восстановления после таких случаев. Некоторые переносят совсем тяжело и могут на несколько месяцев уйти из отряда и не участвовать в поисках. А есть и те, кто, наоборот, включается во все поиски, чтобы найти как можно больше живых людей и как-то компенсировать это. В основном стараемся отвлечься, отдохнуть и переключиться.
– Как происходят поиски в лесу?
– По одному мы никогда не ходим, как минимум мы работаем двойками. Все зависит от задачи. Такого, что поисковик окажется один в лесу, не бывает.
– Бывало страшно?
– Был случай: искали бабушку в лесу. Мы знали, что у неё психическое заболевание и она вряд ли бы нам откликнулась. Мы возвращаемся с задачи со старшим поисковой группы и слышим в лесу хруст, как будто кто-то идёт. Мы подумали, что это наша бабушка. Стали проверять. Кричим её – хруст прекращается. Мы идём дальше. Опять что-то хрустит, причём ощущение, что кто-то идёт к нам, но мы никого не видим. Вдруг хруст со всех сторон начинает нас окружать, как будто кто-то вокруг нас бегает, и вот тогда волосы на голове зашевелились. Я думала, что меня уже ничем не напугать... Оказалось, что это были бродячие собаки, которые прибежали на хруст веток под нашими ногами и свет фонарей.
Про чудо в лесу
«Недавно в Пскове у нас был поиск: бабушка, возраст точно не помню, но больше семидесяти лет. Она провела в лесу 17 суток, и её нашли живой. На моей памяти такое было впервые. Всё это время она ела в лесу ягоды и пила воду из реки. А, вообще, наши бабушки очень крепкие. Мы иногда их находим, начинаем эвакуировать, а они идут впереди нас и ещё подгоняют. Некоторые по дороге успевают грибы собирать».
Про слёзы
«У меня был тяжелейший поиск, больше 130 человек на месте. Трое суток искали дедушку в лесу. Нашли его по снимку с беспилотника, лежащим в болоте. Честно говоря, думали, что он уже мёртв. Отправили туда группу. Дедушка был жив. Эвакуировали. Передали в руки медикам. И это было такое счастье! Потому что спасли его фактически в самый последний момент, он был в очень тяжёлом состоянии, плюс огромное количество диагнозов. Дедушка пришёл в себя, пообщался с родными, а утром у него случился инсульт, и он умер. И вот тогда я плакала».
Когда плачут даже мужчины…
«Детские поиски самые напряжённые, особенно, если всё заканчивается трагически. У всех есть дети и, конечно, это очень сильно откликается. На таких поисках не то что женщины, даже мужчины начинают плакать. Но и от счастья наши мужчины тоже иногда плачут, когда находят ребёнка живым в лесу! Это настоящие слезы радости! Нашли! Живой!»
Автор: admin