«Не даёт упасть на четыре конечности». Мультипликатор Хржановский – о силе русской литературы и участии в «Кинотавре‑2020»

В этом году 31‑й «Кинотавр» открыл анимационный фильм Андрея Хржановского «Нос, или Заговор «не таких», который рассказывает о первопроходцах и новаторах в искусстве. О том, чего он ждёт от «Кинотавра‑2020» и какова роль искусства в жизни человека,мультип


Читайте нас в: Google Новости

В пятницу, 11 сентября, в Сочи стартовал «Кинотавр» – главный национальный кинофестиваль России. Традиционно его проводят летом, но из-за пандемии коронавируса организаторы события были вынуждены корректировать даты и сроки его проведения. На протяжении недели гостей и зрителей ждут премьеры и интересные показы. Конкурсанты соревнуются сразу в нескольких программах.

В этом году 31-й «Кинотавр» открыл анимационный фильм Андрея Хржановского «Нос, или Заговор «не таких», который рассказывает о первопроходцах и новаторах в искусстве. В основу сюжета легли повесть Н.В. Гоголя «Нос» и музыка композитора Д.Д. Шостаковича. Оба они стали героями новой работы мультипликатора вместе с писателем М.А. Булгаковым и режиссёром В.Э. Мейерхольдом.

О том, чего он ждёт от «Кинотавра-2020» и какова роль искусства в жизни человека, Андрей Хржановский рассказал в эксклюзивном комментарии программе «Синемания. Область культуры».

С: Андрей Юрьевич, какую роль в вашей жизни играет русская классическая литература?

АХ: Всепоглощающую, не считая влияния музыки, живописи и других видов искусства. Я думаю, что такую роль она должна играть в жизни каждого российского человека.  Мы долго били себя в грудь с лозунгом «Пушкин – наше всё». Но если сейчас взглянуть на современных наших соотечественников с точки зрения знания и интересов к действительно великой русской литературе, не говоря уже о чём-то другом, мы столкнёмся с картиной тотального невежества.

В моей личной жизни классическая литература сыграла колоссальную роль, прежде всего, по семейным обстоятельствам. Мои родственники были страстными библиофилами и книгочеями. Дедушка в царские времена был сотрудником издательства И.Д. Сытина, заведовал его восточно-сибирским отделением, а позже стал директором легендарной Академкниги в Москве. Первые книги я получал от него. В частности, томик произведений Николая Васильевича Гоголя, изданный в 1952 году к столетию со дня смерти писателя. Это было моё первое знакомство с его творчеством. Моя крёстная мать много мне читала, пока я сам эту науку не освоил. Так что я впитал в себя любовь к литературе с младых ногтей, за что благодарен судьбе, родственникам и друзьям.

С: Почему для экранизации вы выбрали оперу столь сложного для восприятия широкой аудиторией композитора Дмитрия Шостаковича?

АХ: По совпадению, в котором играли роль семейные обстоятельства. В частности, мой двоюродный брат был основателем Квартета имени Бородина, который выступал вместе с Шостаковичем и играл его сочинения. Вообще, это грандиозный композитор. А насчёт того, что это сложная музыка, могу сказать одно. Какая здесь может быть альтернатива? Если выбирать то, что попроще, и кормить народ по принципу «пипл хавает» как это делают некоторые телевизионные каналы, мне данное кажется унизительным. Прежде всего,  для художника. Это во-первых. Во-вторых, существует научно доказанная теория. Если человек хочет сохранить память и нормально функционировать с точки зрения своего мозгового аппарата, ему жизненно необходимо употреблять максимально сложные, требующие внимания произведения музыки, кинематографа и литературы. Это поддерживает разум на определённом уровне и не даёт упасть на четыре конечности.

С: Андрей Юрьевич, какова, на ваш взгляд, связь написанного в XIX столетии литературного произведения с веком XXI?

АХ: С тем, что писали Пушкин и Гоголь, связь самая прямая. Потому они и называются классиками. Им всегда интересно было исследовать явление под названием человек. Несмотря на прорывы и технические революции, любовь, благородство, стремление к наживе, зависть и злоба – это категории, которые не умерли в XIX веке. Даже наоборот, они обострились. Этому способствовали многие политические и социальные явления в нашей стране. И теперь они иногда достигают такого уровня, что, когда вы читаете произведения того же Гоголя или Салтыкова-Щедрина, вздрагиваете от того, как человек так точно мог нарисовать картину сегодняшнего дня.

С: Почему вы решили самостоятельно своим голосом озвучить свой фильм?

АХ: Я сделал пробы. Когда изображения срослись с голосом, мне показалось это уместным.

С: Гоголь, Шостакович, Мейерхольд, Бродский. Почему вы выбираете героев с трагическими судьбами?

АХ: Это не я выбираю этих героев. Это просто наше время и наше отечество. Это руководители разных времён, которые и устроили трагические судьбы для этих людей. Могу сказать, что город Сочи, который в эти дни принимает фестиваль «Кинотавр», для меня интересен в нескольких аспектах. Один из них связан с трансляцией церемонии закрытия XXII Олимпийских зимних игр, которые смотрели миллионы людей по всему миру. Там тогда была такая акция, когда нужно было показать лицо российской культуры, сформировавшейся в течение многих десятилетий и даже столетий. И вот эти лица составляли  не бывшие лауреаты государственных и прочих прими. Это были Николай Гумилёв, Александр Солженицын, Иосиф Бродский, Марина Цветаева, Анна Ахматов и Борис Пастернак. То есть люди, которые поплатились жизнью, здоровьем и благополучием именно благодаря властям. Так что я выбираю не с точки зрения, что кто-то трагический персонаж. Так уж создалось в нашей стране, определённым образом в определённое время. Причём, эта традиция имеет колоссальный стаж. 

С: Считаете ли вы, что судьба гения в России всегда трагична?

АХ: Наверное, да. Потому что счастливые исходы составляют скорее исключение. 

С: Что, на ваш взгляд, даёт а участие в «Кинотавре»?

АХ: Во-первых, это возможность познакомить аудиторию с результатами своего труда. В данном случае этот труд действительно дался мне нелегко, хотя бы потому, сколько времени на него ушло. Я создавал фильм без малого шесть лет. Конечно же, хочется показать, что получилось, и посмотреть, кто и как на него будет реагировать. Обратная связь – первое, что интересно во всей этой фестивальной истории.

Ну и вообще, «Кинотавр» заточен на то, чтобы посмотреть новые работы молодых авторов. Я горжусь тем, что и меня включили в этот отряд. Не по паспорту, а по существу. Без ложной скромности скажу, что фильм «Нос, или Заговор «не таких» – работа неординарная. Так что я за фестивали и за то, чтобы они делали то дело, которое они должны делать. Чтобы устанавливали связи, служили развитию самого искусства и персонально тех, кто в этом процессе участвует.

11 сентября мультипликатор Андрей Хржановский удостоился почётной наград ы фестиваля «Кинотавр-2020» за выдающийся вклад в кинематограф и преодоление границ между разными видами искусства кино.

«Синемания». Эфир от 11.09.2020 г. Гости – Евгений Князев и Дмитрий Богачёв

Да пребудет с вами мюзикл! Дмитрий Богачёв раскрыл секрет успеха музыкального жанра

Отстаивать интересы мультипликаторов в России будет специально созданная Академия анимации

Автор: admin

Полная версия