Не только психолог, но и юрист. Как будут работать комнаты медиации в Подмосковье?

Эксперты оценили перспективы идеи для переговоров разводящихся пар


Читайте нас в: Google Новости

В 10 судах Подмосковья могут появиться комнаты переговоров с профессиональными медиаторами для семейных пар, делящих детей при разводе, подобная практика уже действует в Люберцах.

Навыкам медиатора может обучиться каждый, в данном случае требуются специалисты, разбирающиеся в вопросах разводов, заявила в эфире «Радио 1» уполномоченный по правам ребёнка в Московской области Ксения Мишонова.

«Я была приятно удивлена, что такое у нас есть. Это попытка реализовать закон о медиации, которые существует в нашей стране, но фактически не работает. Нет службы и выстроенной системной работы. Медиаторы – уникальные люди и уникальная квалификация, которой может овладеть любой человек. Нам очень нужны медиаторы, именно в вопросах разводящихся взрослых. У нас увеличилось количество обращений по сравнению с позапрошлым годом – в прошлом году на 48% больше заявок по поводу родителей, которые делят детей, не дают общаться, не могут определить, с кем будет жить ребёнок, иногда прячут детей друг от друга. Очень важно, что родители уже в разводе начинают делёжку ребёнка, в первую очередь от этого страдают дети. Мы бы хотели делать профилактику подобных конфликтов между бывшими супругами, чтобы они думали про ребёнка уже в процессе развода», - пояснила Мишонова.

Она добавила, что в перспективе договориться о создании подобных комнат, в том числе в областном суде.

«Важно, чтобы медиаторы были, чтобы был человек, к которому можно обратиться. Например, уполномоченный по правам ребёнка не может выступать медиатором, он должен пройти обучение. Но элементы медиации присутствуют, когда есть участие в том, чтобы взрослые начали разговаривать, сели за стол переговоров и договорились во имя любви к ребёнку. Нам нужны профессиональные люди. Сейчас мы будем встречаться с областным судом, пока что нам надо выбрать площадки и посмотреть, что будет. Я убеждена на 100%, что количество конфликтных ситуаций после развода снизится, если будут участвовать люди с опытом, квалификацией и компетенциями медиатора», - отметила детский омбудсмен.

Мишонова рассказала, что в комнате примирения в Люберцах в ситуации, когда родители не могут договориться о дальнейшей судьбе ребёнка, третий независимый человек помогает им определить свои желания и в то же время учесть интересы ребёнка, а также предотвратить дальнейшие конфликты.

Адвокат по семейным делам Ольга Митрофанова поддержала идею комнат примирения. Она поделилась в эфире «Радио 1», что в собственной практике всегда старается привести бывших супругов к мировому соглашению.

«Я выступаю за. В своих делах я сталкиваюсь с тем, что проходит год, конфликт немного исчерпывает себя, и мы наконец-то приходим к мировому соглашению. Его я всегда ставлю в качестве цели в своих семейных делах и спорах. Комнаты медиации – суперклассная идея. Я сама сейчас прохожу обучение медиации с психологической точки зрения. Все семейные дела на 90% состоят из психологии и грамотного разрешения конфликта, если адвокат в этом заинтересован», - уточнила адвокат.

По её словам, использовать подобные комнаты нужно минимум с третьего судебного заседания.

«Стороны должны хоть как-то перейти пик своего конфликта. Если мы будем загонять их в эти комнаты в самом начале процесса развода, то будет очень маленький процесс результатов. Нужно это делать хотя бы с третьего заседания. Можно пробовать с самого начала, но есть нюанс агрессивного отношения обоих сторон к медиатору. Очень часто детьми манипулируют, чтобы получить результат по разделу имущества. Среди моих клиентов встречаются люди, которые до последнего бьются именно за детей. Сторона папы всегда в таком плавающем состоянии, но они делают всё, чтобы выстроить график общения с детьми. Для них это важно», - заметила Митрофанова.

Она уверена, что одних только усилий юриста в такой практике не хватит. Здесь следует задействовать психологов, которые нередко понимают тонкости семейного права.

«Просто психолога без юридических знаний здесь будет недостаточно. Например, я при работе со своими клиентами иногда привлекаю профессиональных психологов. Все они достаточно глубоко разбираются в семейном праве, чтобы понимать последствия любых действий. Психолог может предложить определённое решение конфликта, но в реальности оно будет неисполнимо. Поэтому медиатор-психолог должен работать в тесном контакте с юристом по семейным делам», - поделилась собеседница «Первого подмосковного».

При медиации в семейных делах следует начать с понимания основного камня преткновения, отметила в эфире «Радио 1» семейный психолог Наталья Панфилова.

«Нужно начинать с поиска общего вопроса, который люди реально хотят решить. На это иногда уходит куча времени. Если принято решение о разводе, то нужно понимать основной камень преткновения. Если это то, с кем будет жить ребёнок, то и надо обсуждать только это. Развод – очень сложная процедура: есть развод де-факто, а есть де-юро. Последний может быть очень сложный, потому что надо всё привести в соответствие, подписать соглашение. А развод де-факто – ситуация, когда люди разъехались и не хотят мириться. Психолог может снижать градус напряжённости, специальным образом разговаривая с ними, помогать искать компромиссы, выступать переговорщиком между этой парой», - пояснила психолог.

Она объяснила, что динамика по результатам обсуждения с психологом обычно наступает через 3-5 консультаций.

«Всё зависит от того, с какой напряжённостью и эмоциональным накалом изначально люди пришли. У психологов есть свои каноны – очевидная динамика начинает наблюдаться после 3-5 консультаций. Если люди пришли в очень сильном эмоциональном напряжении, то нужно больше времени. После начала ослабления напряжения выясняется, что люди готовы к переговорному процессу. Когда очень много эмоций, переговоры невозможны», - резюмировала Панфилова.

Она добавила, что к семейным психологам люди обращаются чаще, чем об этом говорят. Многие предпочитают не рассказывать о своём опыте.

Автор: admin

Полная версия