«Ничего не бойся, я с тобой»: как устроена российская концертная индустрия

В начале декабря в Москве состоится премьера оригинального российского мюзикла «Ничего не бойся, я с тобой» на песни бит-квартета «Секрет».


Читайте нас в: Google Новости

В начале декабря в Москве состоится премьера оригинального российского мюзикла «Ничего не бойся, я с тобой» на песни бит-квартета «Секрет». О том, какие тренды стали отправной точкой для его создания и как происходит продвижение подобных проектов к зрителям, обозревателю «Радио 1» Екатерине Тимошенко рассказала руководитель направления промоутерства и продюсирования МТС Live Янина Татарицкая. В интервью она объяснила, кто такой промоутер и за что конкретно он отвечает в ивент-индустрии, а также поделилась секретом, как не выгореть на работе, когда занимаешься по-настоящему любимым делом.

- Янина, вы возглавляете направление промоутерства и продюсирования в МТС Live. И я хочу начать нашу беседу с того, чтобы простыми словами объяснить аудитории «Радио 1», чем занимается компания и почему делает столь сильный акцент на теме продвижения. Я имею ввиду направление, которым вы руководите.

- Мы занимаемся организацией мероприятий, поиском новых идей и возможностей для рынка развлечений. Чтобы зрители каждый день находили что-то новое по душе, если им захочется развлечься.

- Честно говоря, первая моя ассоциация со словом «промоутер» – это спорт. А если ещё точнее, то бокс. С развлечениями вроде концертов, стендап-выступлений и каких-то спектаклей этот термин я не связываю. Поскольку чаще всего там вопросом продвижения занимаются, например, директор артиста, его продюсер или же непосредственно сам артист. То есть услугами промоутера тут пренебрегают или недооценивают их. Или, может, люди не знают, что вообще есть такая опция. Как думаете, почему так складывается?

- Кто такой промоутер? Как правило, это большие компании, которые заключают контракты с артистами, шоу, правообладателями и начинают промоутировать, т.е. проводить мероприятия. Они собирают зрителей, рассказывают им о новом проекте так, чтобы он был у всех на слуху. Промоутеры договариваются с площадками, обеспечивают юридическое и финансовое сопровождение – ищут спонсоров, привлекают инвестиции. Если брать крупными мазками, промоутер – это большая компания или отдельный человек, который собирает под собой команду из артистов, юристов, финансистов, а также техническую группу, которая реализует проект от идеи до воплощения и пост-релиза в СМИ.

В России этот рынок пока раздроблен и только начинает формироваться. У истоков, конечно, всегда стояли и стоят компании, которые работали с иностранными промоутерами и агентами. Они изучали, как это работает в других странах, как консолидировать весь рынок и из шоу-бизнеса сделать реальный бизнес. Текущие события, безусловно, ставят во главу угла российский контент. При этом остались профессионалы отрасли, которые знают, как это может быть, и пытаются слову промоутер придать профессиональное звучание. В том числе, наша компания – одна из тех, кто глобально относится ко всем проектам. Берёт их с нуля, раскручивает, рассказывает о них людям.

- В конце сентября стало известно, что ваша компания запустила первую в России федеральную сеть концертных площадок. В числе городов-участников Екатеринбург, Москва и Санкт-Петербург. Как подбирались площадки там? От чего вы отталкивались?

- Тут, наверное, стоит вообще выделить три ключевых направления нашей деятельности. Первое – это промоутерство и продюсирование, взаимодействие с артистами, креативными продюсерами и техническими командами. Второе направление – билетное. У нас есть собственная платформа МТС Live, где каждый зритель может приобрести себе билет на интересующее его мероприятие. Третье направление мы пока только начинаем выстраивать. Это как раз сеть концертных площадок.

Идея тут в том, что человек, который решил посетить мероприятие, или артист, решивший выехать в тур, взаимодействует с нашей компанией по всем направлениям. То есть артист получает лучшие и комфортные условия работы по всем направлениям, зритель – лучший клиентский опыт, а мы получаем возможность в будущем делать более масштабные и крупные события.

Если говорить о том, как выбираются площадки, то в первую очередь мы рассматриваем крупные города-миллионники. Наша страна имеет далеко не всю необходимую инфраструктуру для проведения мероприятий. Зачастую в том или ином городе для этого есть буквально одна или две локации. Следовательно, выбор оказался очевиден.

- За последнее время вы вместе с командой реализовали несколько масштабных задач. В частности, в Петербурге и Москве прошли выступления певицы Zivert под названием «Станция любовь», а на платформе KION и на МТС Live состоялась премьера документального сериала об исполнительнице. Как строилось взаимодействие с Юлией Зиверт? Это ведь очень крупная заявка для той деятельности, что вы запустили.

- Вообще, лично с Юлией у меня довольно долгая история. С её продюсерским лейблом «Первое музыкальное» мы работали четыре года. Артистку взяли тогда, когда ещё не было её песни-хита Life. Мы шли от маленьких залов на 200-300 человек. Долго двигались к сольным мероприятиям, которые из-за пандемии были перенесены не раз. Ледовый дворец в Санкт-Петербурге мы планировали вообще в небольшой конфигурации, но артистка стала настолько востребованной, что мы в итоге открыли полный зал на 11 тыс. человек.

На площадке Music Media Dome, которая теперь как раз вошла в нашу сеть и будет называться МТС Live Холл в Москве, где состоялось выступление Zivert, мы пытались реализовать шоу мирового уровня. Я считаю, что нам вместе с командой артиста это удалось. Это такой достаточно долгий путь, когда совпали все возможности продвижения у компании и артиста. В частности, здесь мы совместно с KION сняли документальный сериал, на который получили много отзывов, в том числе в наших соцсетях. Значит, интерес к артисту есть не только в офлайне.

- Готовясь к интервью, сразу в нескольких источниках я встретила информацию о том, что порядка 70% представителей ивент-индустрии составляют женщины. И это при том, что работа в указанном сегменте, мягко говоря, напряжённая. Чем, на ваш взгляд, эта сфера так привлекает женщин? Какие амбиции они там реализуют?

- Мне кажется, нужно посмотреть на статистику, и узнать, кто именно эти женщины в ивент-индустрии. Я думаю, что в числе руководителей промоутерских агентств и топ-менеджмента будет совершенно другой показатель. Если глобально смотреть любые другие позиции – раннер, администратор, менеджер проекта и так далее, – то тут, конечно, женщины превалируют.

Зачастую сама по себе организация мероприятия – в большей мере хозяйственная деятельность. Там важна последовательность. Нужно думать за других, всех вовремя вместе собирать. Таких людей требуется очень много, и я думаю, что как раз таки подобные задачи ближе женщинам. Поэтому они туда идут.

- Ваша работа предполагает построение и поддержание коммуникаций с разными людьми. Этот навык – в определённой степени искусство. Как вам удаётся сохранять доброжелательный настрой по отношению к тем, кто этим самым искусством поступается? Интересно чисто с человеческой стороны.

- Работа, конечно, суперстрессовая. Думаю, любой, кто сталкивался с данной сферой, это подтвердит. Мероприятия проходят ежедневно. Коллектив иногда шутит, что день на нашей работе по количеству мероприятий сопоставим с месяцем или двумя обычной офисной жизни.

Когда ты работаешь с этим очень долго, начинаешь привыкать и в какой-то момент становишься резистентным к особенностям творческой индустрии, воспринимаешь всё как само собой разумеющееся.

Наша индустрия – омут. В хорошем смысле слова. Ты подсаживаешься, и закончить бывает невозможно. Возникают новые идеи, приходят новые проекты. Я долго думала, пыталась примерить себя на какое-то другое место и поняла, что за день мне станет очень-очень скучно. Мне кажется, эта индустрия для людей, которые готовы постоянно быть в подобном интенсивном режиме.

Знаете, я постоянно говорю своей команде, что у нас и так стрессовая работа. Если мы будем доводить друг друга изнутри, это ни к чему не приведёт. Поэтому, как только рабочая обстановка налаживается, становится легче вместе противостоять всем внешним странным, одиозным ситуациям и личностям.

- Какова вообще роль команды в вашей работе?

- Команда в этом бизнесе, пожалуй, основное. Как вы успели заметить, этот бизнес построен на личных связях и ежедневных коммуникациях. Без налаживания контактов внутри команды, без понимания, опоры - никак. Я думаю, что на каждой работе команда очень важна. Если при постоянном стрессе, при регулярном активном общении у тебя нет уверенности в том, что всё, что ты говоришь, будет реализовано тобой и командой на следующий день - смысла в этой работе никакого.


- В начале этого года на ютуб-канале «Поколение М» появилось видео с вашим участием, где помимо рассказа о профессии промоутера вы оставляли конкурсное задание для желающих попробовать свои силы в этой сфере. Запись набрала свыше 54 тыс. просмотров. А как много откликов на задание вы в итоге получили?

- Отклик был большой. Нам прислали много разных креативных идей, что, конечно, очень греет сердце. Мы уже выбрали победителя и скоро об этом объявим. Но при выборе я опиралась не только на креативность, но и на менеджерские возможности человека. Как он вообще себя ведёт, когда ему дают какое-либо задание, связанное с креативностью и шоу-бизнесом. Всё-таки промоутер и человек, который может работать на стороне организатора и продюсера, это, в первую очередь, собранный менеджер и только во вторую – креативный. Все мы можем генерить идеи, дай только волю. Но довести весь креатив до реализации очень сложно.

Я в своей работе сталкиваюсь с большой ротацией. Имею ввиду всю индустрию в целом, не только компанию. Остаются и выживают только те, чья идея дошла до практического применения, включая навыки человека и его возможности. Всё остальное – просто бла-бла, а не реальный бизнес.

- В ноябре 2021 года в материале для РБК вы обозначили ключевые тренды в ивент-индустрии на следующие 12 месяцев. В их числе консолидация рынка развлечений, повышение квалификации занятых в нём людей, рост капитализации компаний, а также качественное увеличение количества мероприятий. Что из этого с поправкой на современные реалии останется актуальным в 2023 году и почему?

- Думаю, все эти тренды в целом сохранятся, только в плане реализации они растянутся во времени. Единственное, что может произойти быстрее, это консолидация рынка. Что такое промоутерство, организация и продюсирование? Это рулетка. Из десяти мероприятий выстрелят и хорошо пойдут, например, три. Это такая грубая статистика.

Когда геополитическая и социальная ситуация внутри страны нормальная, когда ты можешь стратегически планировать хотя бы следующее полугодие, то в эту рулетку можно играть многим игрокам. Когда ты не знаешь, как планировать и что делать дальше, то естественное поведение как отдельных людей, так и компаний состоит в том, чтобы объединяться, страховать друг друга. Ещё страховать риски вместе. Одна голова хорошо, а две лучше. Поэтому консолидация может пойти чуть быстрее.

- Продолжу тему трендов. Вы часто говорите, что важнейшая задача промоутера состоит в том, чтобы отслеживать их. Совсем скоро – в начале декабря – состоится премьера мюзикла «Ничего не бойся, я с тобой» на песни бит-квартета «Секрет». Проект реализуется в рамках стратегического партнёрства МТС Live и Плюс Студии. Какие тренды стали отправной точкой для этого процесса? Я имею ввиду создание мюзикла.

- В первую очередь, в основе лежит геополитическая ситуация. Говоря конкретно о мюзикле, могу сказать, что идей в нашей стране очень много. Крутых, в том числе. Как и команд для их реализации. Они все здесь работают. Мы можем конкурировать с топовыми западными шоу.

Но каждое большое шоу требует инвестиций. Любой бизнесмен и инвестор, выбирая между инвестицией в крупный и раскрученный проект, , где не надо думать, как это преподнести людям, и между интересным, но неизвестным публике проектом, который требует больше времени и финансов на раскрутку, выберет первый вариант. Действительно, раньше перекос был в сторону раскрученного западного контента. Но это никак не умаляет того, что наши идеи могут быть востребованы зрителями.

Мюзикл «Ничего не бойся, я с тобой» мы обсуждали с нашим партнёром Дмитрием Богачёвым ещё в совершенно другие времена. С его компанией «Бродвей Москва» мы прокатали мюзикл «Шахматы» и думали, что делать дальше, но текущая обстановка окончательно нас склонила в сторону этого проекта.

Мы уже провели мини-презентацию мюзикла. Я искренне считаю, что его ожидает успех. Это близкий нашему зрителю контент. Песни бит-квартета «Секрет» знают все. Это очень интересная история! К тому же к нам в команду с компанией «Бродвей Москва» подключился ещё один партнёр – Плюс Студия «Яндекса». Думаю, мюзикл станет одним из топовых событий, которые будут в ближайшее время проходить в Москве.

- Вы более 15 лет существуете бок о бок с концертами разных масштабов. Как думаете, почему люди отказывают себе в удовольствии пойти на концерт самостоятельно, если у них нет компании?

- Могу сказать, я не особо замечала, что люди боятся ходить одни. Я в своё время была директором концертного зала и любила стоять на входной группе, смотреть на гостей перед началом мероприятий. Какая аудитория приходит, как они начинают свой клиентский путь и так далее. Очень много людей приходят одни. Это нормальная практика. В процессе они начинают взаимодействовать, знакомиться. А если это ещё и концертный зал с барами, то вообще сам бог велел [смеётся – прим. ред.]. Если посмотреть на музейные выставки, то, мне кажется, что большинство людей ходят туда в одиночестве.

Ещё раньше, например, во Вконтакте были раскручены сообщества, где люди в комментариях находили компанию, то сегодня билетные операторы и агрегаторы дорабатывают своё ПО для того, чтобы человек при покупке билета мог видеть того, кто так же собирается пойти на то или иное мероприятие, и имел возможность написать, предложить объединиться.

- Поскольку мы заговорили о музеях, вот к чему хочу обратиться. Вы сама из Петербурга. В расположенном там музее современного искусства «Эрарта» посетителей встречает надпись «Искусство должно приносить вам радость». Какой вид искусства порадовал вас в последнее время? Музыка, живопись, литература?

- Отвечу как яркий представитель поп-культуры [смеётся – прим. ред.]. В нынешние непростые времена мне приносит радость сериал «Дом Дракона». Я любитель «Игры престолов» и очень ждала этот проект. Он превзошёл ожидания, не скатился вниз, и от этого мне очень приятно.

- Янина, сейчас многие сталкиваются со стрессом и выгоранием. Даже те, кто, как и вы, искренне увлечены своим делом и работают в своё удовольствие. То есть внешнее так или иначе влияет на внутреннее. Как вы справляетесь с нагрузками? Что вам помогает помимо «Дома дракона»?

- Держусь за счёт команды. Каждый день, приходя на работу, я вижу горящие глаза людей, и меня это мотивирует и заряжает. Ну и ещё я сейчас не так часто хожу на наши мероприятия, при том, безусловно, моя команда обязательно везде присутствует и всё ведёт самостоятельно. Для себя я выбираю как обыватель то, что мне нравится, или куда меня приглашают друзья. В рутину проведения я стараюсь не углубляться. Это помогает, в том числе в придумывании идей и поиска новых возможностей для наших артистов и партнёров. Ну и ещё меня держит на плаву теннис. Очень люблю в него играть, особенно по вечерам. Он меня расслабляет и уводит от стресса.

- Вы неоднократно отмечали, что плюсом деятельности концертного промоутера является возможность реализовывать его творческий потенциал. В связи с этим у меня возникает вопрос. Что из своего творческого потенциала Янина Татарицкая хочет реализовать в ближайшее время? Например, до конца 2022 года.

- Честно говоря, не знаю, как самой говорить про свой творческий потенциал. Возможно, тут нужен комментарий со стороны [смеётся – прим. ред.]. А что касается амбиций - сейчас с командой готовим два новых проекта. Скоро мы их анонсируем, и я уверена, что эти события станут точками притяжения и якорными проектами для Москвы на ближайшее время. Так что можно следить за нашими новостями.

- Мюзикл «Ничего не бойся, я с тобой» в их числе?

- Это новые проекты, пока нигде не анонсированные. Я уверена, что они станут новой интересной ступенью моей личной реализации как руководителя.

Фото: личный архив Янины Татарицкой

Автор: Екатерина Клепко

Полная версия