Образование перестало быть услугой

Исключение из закона понятия «образовательная услуга» не повлияет на действующее правовое регулирование образовательной деятельности, в том числе на предоставление общедоступного бесплатного образования.


Читайте нас в: Google Новости

Исключение из закона понятия «образовательная услуга» не повлияет на действующее правовое регулирование образовательной деятельности, в том числе на предоставление общедоступного бесплатного образования. Об этом специально для «Радио 1» рассказала уполномоченный по правам человека в Московской области Екатерина Семёнова.

«Трактовка образовательного процесса с точки зрения «услуги» шла вразрез и с базовым правом гражданина на образование, заложенным Конституцией РФ. Часть 2 статьи 43 Основного закона устанавливает: дошкольное и основное общее образование в государственных и муниципальных учреждениях относится к гарантиям государства. Государство не вправе отказать в предоставлении общего образования. А это ещё один аргумент в пользу того, что сферу образования нельзя рассматривать в разрезе правоотношений, возникающих только лишь в рамках гражданского законодательства», - рассказала Семёнова.

Она также отметила, что принятый в третьем чтении законопроект возвращает вопрос об образовании к его пониманию, заложенному в Конституции Российской Федерации.

Депутат Госдумы, член фракции «Единая Россия» Сергей Колунов сообщил «Радио 1», что родители и даже дети стали воспринимать учителей с точки зрения потребителя услуги.

«Такое понятие как «услуга» подразумевает взаимодействие двух сторон – «исполнителя» и «заказчика». В Гражданском кодексе РФ дано определение договора на оказание услуг. Практика показала, что данная терминология не вписывается в образовательный процесс. Дети и преподаватели не подпадают под категории «заказчик» и «исполнитель», между ними не фиксируются договорные отношения.

По его словам, термин «услуга в сфере образования» стал ключевым при выстраивании взаимоотношений между государственными органами и образовательными учреждениями, преподавательским составом и обучающимися, а также их родителями.  

«Старая поговорка «Как корабль назовёшь, так он и поплывёт» в данном случае сработала на все 100%. Родители и даже дети стали воспринимать учителей с точки зрения потребителя услуги. Ушла традиция русского и советского школьного наставничества. Воспитательный процесс, внеклассное общение вытеснили на второй план», - подчеркнул депутат.

При этом Колунов отметил, что принятые изменения позволят исключить неоднозначность в толковании законодательства Российской Федерации в части использования понятия «государственная и муниципальная услуга в сфере образования».

Ранее стало известно, что в Госдуме в третьем чтении приняты изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Речь идет об исключении из законодательства понятия «образовательная услуга».


Фото © istockphoto.com

Автор: Элина Позднякова

Полная версия