Почти каждую неделю я вижу в телеграм-каналах и информационных лентах сообщения о том, как воруют деньги у пенсионеров, как у них снимают наличные с банковских карт, как некие кредитные организации «навариваются» на пожилых заемщиках. Стать жертвой мошенников могут все, но пожилые люди – наиболее уязвимая категория.
Часто мошенники пользуются тем, что пенсионеры более доверчивы и теряются в мире цифровой экономики и финансов. Три года назад правительство России утвердило стратегию повышения финансовой грамотности населения. Центральный Банк разработал методику и теперь учит пожилых людей этой самой грамотности. В Подмосковье начали проводить семинары, лекции и курсы во всех районных центрах. Первые встречи уже прошли в Ликино-Дулёве, в Королёве, а мне удалось побывать на занятиях в Мытищах.
Лекции очень востребованы. Так, зал в Центре занятости и реабилитации «Мечта», рассчитанный человек на пятьдесят, где я оказался, с трудом вмещал всех желающих. В основе занятия вопросы, которые часто задают пенсионеры, когда приходят в банковские или кредитные организации. Как эффективно пользоваться финансовыми услугами? Как применять современные технологии для решения финансовых вопросов? И как правильно вести учет своих сбережений? И, пожалуй, самый главный, острый, волнующий всех вопрос – как распознать мошенников и как защититься от их проникновения в личные финансовые средства?
Финансисты предупреждают пенсионеров – не храните банковские карты вместе с деньгами в кошельке. Не показывайте и не предоставляйте никому пин-коды карт. И тем более не называйте их по телефону.
На курсах по финансовой грамотности дают и практические советы, как поступать в трудных ситуациях.
«Надо взять паузу и подумать, а стоит ли вестись на такие предложения», – отметила представитель ЦБ Юлия Степанова во время лекции.
По ее словам, если ситуация уже образовалась, если средства уже списаны с карточки или пропадают иным способом, то, в первую очередь, надо заблокировать карточку и обратиться в банк.
«Если пенсионеры стали жертвами финансовых пирамид – необходимо обратиться в правоохранительные органы и в ЦБ, через интернет-приёмную, будем разбираться с помощью сайта ЦБ», – добавила представитель банка.
Все это хорошо, а если у пенсионера нет компьютера, то как и где искать выход? Вот тут пожилым может помочь мобильные приложения банков, которые легко установить на смартфон. Прямо на семинаре я показал одной из участниц, как это удобно: можно следить за расходами и оплачивать коммунальные услуги, не выходя из дома. Моя собеседница обрадовалась и поспешила сообщить соседке о «чуде в телефоне».
Очевидно, что повышение финансовой грамотности просто необходимо старикам. Возможно, такие курсы пригодились бы и раньше, когда по стране возвышались и рушились финансовые пирамиды. Но главное, что сейчас этим вопросом занялись вплотную, и активные подмосковные пенсионеры в режиме цифровой экономики всегда смогут дать отпор финансовым мошенникам.
Автор: admin