Подмосковье – фронту. Электростальский завод тяжелого машиностроения

Электростальский завод тяжёлого машиностроения ведёт свою историю с военных времён.


Читайте нас в: Google Новости

Электростальский завод тяжёлого машиностроения ведёт свою историю с военных времён. Его основали на базе эвакуированного с Украины Новокраматорского завода 13 апреля 1942 года. В далёком 42-м перед коллективом завода стояли сложные задачи: в сжатые сроки создать строительно-монтажные чертежи и по ним реконструировать комплекс сооружений бывшего завода, начать производство запасных частей и машин по заказам металлургических и горнорудных предприятий страны. Уже через три месяца заводчане произвели 331 тонну оборудования и запасных частей для металлургов. Как это происходило, рассказывает директор по управлению персоналом и общим вопросам Электросталького завода тяжелого машиностроения Александр Абияка:

«В летописи завода, получившего прописку в Электростали, много ярких памятных страниц, но и среди них особое место занимает август 1942 года. Уже 9 августа на трёхтонную электропечь поступил ток. Шла подготовка к первой плавке. Но как её вести, если где-то в пути из Орска в Электросталь пропал вагон с лабораторным оборудованием? Какая же это металлургия? Ежедневно в 5 часов утра уезжала в Москву лаборантка. С большим трудом ей удавалось добывать посуду, реактивы, приборы, изредка она привозила их на попутной или заводской машине, а в основном – всё на руках. Сколько же она переносила тяжестей? Но кто об этом спрашивал в войну».

Не спрашивала и погода. Она не щадила не своих, не чужих. И если для врага это было губительной силой, сражавшейся на нашей стороне, то для тех, кто был на передовой или в тылу она была скорее противником, чем помощником. Зима в 1942 году наступила рано и застала завод врасплох. Недостаток дров и угля привёл к тому, что механические цеха к зиме оказались без отопления. 9 ноября рабочие, придя на завод, обнаружили, что ни один станок запустить невозможно. Масло загустело. На улице минус семнадцать, в цеху ноль градусов. Спасли костры, а потом безостановочная работа станков. Для обогрева рабочих в цехах расставили несколько продырявленных железных бочек с раскаленными углями. Часть топили дровами, спиливали оставшийся лес. Цехи строились прямо в лесу.

«Особое напряжение того времени ощущаешь, когда листаешь архивные документы. Передо мной заседание коллегии Народного комиссариата тяжёлого машиностроения от ноября 1942 года. Поражает не то, что дата указана, а то, что 6 часов вечера – начинаешь понимать, что проблемы и вопросы решались часами для фронта. Не могли себе позволить планировать месяцы. Повестка дня: о выполнении постановления о восстановлении новокраматорского завода им. Сталина. И дальше приказ: «С одной стороны, одобрить инициативу коллектива новокраматорского завода им. Сталина по досрочному вводу в строй цехов завода» и тут же «Какая персональная ответственность?» Пункт 3: «Предупреждаю директора завода товарища Новосёлова, что оценка работы руководства завода будет определяться не по готовности цехов завода, а в зависимости от выполнения постановлений по выпуску оборудования для черной металлургии, то есть по существу». И так весь приказ. Персональная ответственность. Мы понимали и сейчас понимаем, что персональная ответственность в годы войны – это не то, что сейчас», – сказал Александр Абияка.

На помощь электростальцам вместе приехали и сами рабочие завода: 1559 инженеров и цеховиков прибыли из Орска в Электросталь.

Из воспоминаний Доры Крупченко:

«Люди, измученные долгой дорогой, радовались, что прибыли к месту назначения. Начали разводить костры, устанавливать чугунки с картошкой, которую удалось в пути выменять на вещи. Вскоре пришли работники Электростальского горкома партии, объяснили, куда нас расселят, спрашивали, нет ли среди нас больных, кому нужна помощь. Такое участие не забывается и по сей день». 

В 1942 году во главе завода встал Ефим Новосёлов. Ему было всего 37 лет. Молодой руководитель, как подтверждает множество источников, имел огромный авторитет. Профессионализм – это важно, но не менее важна способность из многих тысяч вопросов выбрать важные, быть внимательным к людям, прислушаться к советам и просьбам рабочих, сплотить коллектив. Таким и был тот, кто отвечал за работу всего предприятия. Из воспоминаний зуборезчика Леона Хжеушневича:

«Идет как-то по цеху директор Новосёлов. За станками, куда ни глянь, всюду молодые рабочие. Среди них и моя будущая жена Зина, Зинаида Ивановна, ей я обязан всеми своими успехами. И орден Трудового Красного Знамени, и медали, которыми меня наградили, нам с ней делить поровну. Так вот, подходит директор к сверлильному станку Зины, а она, стоя, почти спит. «Нос отхватит», – пошутил директор. Но узнав, сколько часов отработала Зина, распорядился: «Иди отдыхай! Скажи начальнику цеха, что я отпустил».

Со своим заводом директор прошёл всю войну и работал в мирное время. Позже он стал министром строительного, дорожного и коммунального машиностроения.  А его родной завод продолжил свою славную историю.         

Предприятие много раз награждали государственными премиями за разработку и освоение новых видов продукции и технологий. В 1966 году он получил первые патенты за рубежом: в США, ФРГ, Великобритании. За годы производственной деятельности завод поставил сотни машин и агрегатов, которые работают на металлургических заводах России, на предприятиях СНГ и в 40 странах Европы, Азии, Африки и Америки. Среди заказчиков – предприятия Германии, Индии, Китая, Японии, США.     

Качество продукции предприятия соответствует мировому уровню. Оригинальные решения защищены авторскими свидетельствами и патентами. Всего их у завода 2252. Сегодня Электростальский завод тяжёлого машиностроения производит металлургическое, сварочное, механосборочное оборудование, поддерживает вспомогательные виды производства, самостоятельно проектирует, изготавливает и поставляет комплексное оборудование для трубопрокатных агрегатов, для отделки и покрытия труб, проволочные, деталепрокатные и шаропрокатные станы и многое другое. В составе предприятия работают исследовательский комплекс и экспериментальный цех. Завод выпускает 70 процентов труб для химической, нефтяной и газовой индустрии, теплоэнергетики, строительства, космической техники и других отраслей России и стран СНГ.

 

Автор: admin

Полная версия