Подмосковье – фронту. Коломенский завод

Коломенский завод основал военный инженер Аманд Струве 156 лет назад. Сначала завод специализировался на материалах для мостов. Первый в России мост через реку Ока в Коломне из отечественных металлоконструкций построил именно Коломенский завод.


Читайте нас в: Google Новости

Коломенский завод основал военный инженер Аманд Струве 156 лет назад. Сначала завод специализировался на материалах для мостов. Первый в России мост через реку Ока в Коломне из отечественных металлоконструкций построил именно Коломенский завод. С 1865 года здесь производили железнодорожные вагоны, платформы, цистерны и паровозы. А к 1907 году построили первый в мире теплоход. Да и само название «теплоход» придумали здесь же. В начале 20 века на заводе стали разрабатывать и производить дизельные двигатели. Их использовали на транспорте, в промышленности, энергетике и в военно-промышленном комплексе. В годы Первой мировой они стояли на отечественных подводных лодках. В дореволюционный период предприятие имело статус императорского завода. Его продукцию трижды отмечали государственными гербами. Это была высшая государственная награда. В советский период завод трижды получал высшие награды от государства.

С первыми залпами Великой Отечественной войны Коломенский завод перевёл свою работу на нужды фронта. О роли завода и о вкладе в победу рассказывает начальник управления по внешним связям и корпоративным коммуникациям Коломенского завода Екатерина Бычкова.

«С началом Великой Отечественной войны основная часть завода была эвакуирована в Киров, где в сжатые сроки было налажено производство военной техники. Там изготавливались танки Т-60, Т-70, Т-30, реактивные установки «Катюша», самоходные артиллерийские установки. Также в Кирове был построен бронепоезд «Киров». Осенью 1944 года в условиях строжайшей секретности Коломенский завод №38, как он назывался в Кирове, был переброшен в Харьков, где был налажен выпуск танков Т-44. Оставшиеся в Коломне работники производили ремонт военной техники. После эвакуации осталась лишь сотая часть оборудования на заводе, и здесь было налажено производство различных видов боеприпасов и снаряжения, освоена постройка передвижных платформ для зенитных орудий. Завод выпускал мины, авиабомбы, ручные гранаты, шанцевый инструмент. В начале войны на предприятии были построены два бронепоезда: «За Сталина» и «Коломенский рабочий». Бронепоезд «За Сталина» был укомплектован практически полностью работниками-добровольцами Коломенского завода. Судьба его была трагична. Он был разбит в первом бою под Гжатском. А второй бронепоезд «Коломенский рабочий» дошёл до конца войны. Он дошёл до Польши. Позднее на заводе было построено несколько уже типовых бронепоездов, которые назывались БП-43. На Коломенском заводе в больших масштабах был развёрнут ремонт военной техники. Главным образом, ремонтировали танки КВ и Т-34, самоходное орудие ИСУ- 152. Отремонтированная техника от ворот завода уходила непосредственно на линию фронта», – рассказала Екатерина Бычкова.

Особая роль в годы войны отводилась железным дорогам. По ним перевозили почти 70 процентов всех грузов. Значительную часть локомотивного парка страны составляли паровозы Коломенского завода. Важную роль в годы войны имел и военно-морской флот. Все советские подводные лодки были оснащены двигателями, которые построили Коломенском машиностроительном заводе. По крупным заказам металлургических комбинатов завод производил коксовыталкиватели, оборудование для доменных печей, чугуновозы, шахтные подъёмные машины, конвертеры. Для восстановительных работ на освобождённых территориях изготавливались дизель-молоты и запасные части для электростанций. К станкам встали старики из окрестных деревень и пенсионеры – бывшие рабочие. И тряхнули стариной так, что врагу было несладко. Именно здесь наладили выпуск реактивных установок М-13, которые на фронте называли «Катюшами». Их устанавливали на грузовых машинах ЗИС.

Только за первые полгода войны фронтовой Москве отправили 310 «Катюш», 18 880 зенитных снарядов, 241 бронекорпус для танков Т-60 и многое другое. Но свой вклад в Победу работники Коломенского завода внесли не только у станков, многие из них сражались в рядах действующей армии на всех фронтах и в разных родах войск.

«На фронт ушли более 4000 заводчан, более 1000 погибли на полях сражений. За успешное выполнение задания правительства по выпуску боеприпасов металлургического оборудования в годы войны 11 июля 1945 года Коломенский завод был награждён Орденом трудового Красного Знамени. 14 человек удостоены высшей награды Родины – звание герой Советского союза. Более 1500 человек награждены орденами и медалями», – поделилась Екатерина Бычкова.

В послевоенные годы завод поставлял дизели для подводных лодок. Они экспортировались в Китай, Индию, Болгарию и на Кубу, несли службу в Средиземном море. Двигатели Коломенского завода устанавливали на танкеры и плавучие базы, пограничные корабли ВМФ.

Сегодня коллектив Коломенского завода продолжает свою работу, реализует инвестиционные и федеральные целевые программы по работе с компонентами нового поколения. Предприятие входит в состав крупной компании «Трансмашхолдинг».  Поддержка импортозамещения и переход на новый уровень развития – важный приоритеты современной деятельности. Здесь проектируют и производят локомотивы, дизельные двигатели для тепловозов, судостроения, объектов малой и атомной энергетики.  Задача современного предприятия – стать центром компетенции в области дизелестроения, сохранить свои лидирующие позиции в отрасли и славные исторические традиции.

 

Автор: admin

Полная версия