Подмосковье – фронту. Металлургический завод «Электросталь»

Металлургический завод «Электросталь» – промышленное сердце востока Подмосковья.


Читайте нас в: Google Новости

Металлургический завод «Электросталь» – промышленное сердце востока Подмосковья. Он начал работу в 1917 году. История предприятия тесно связана с понятием «первый». Там выплавили первую в стране нержавеющую сталь и получили первые партии нихрома. Там же освоили новые металлургические процессы и агрегаты для выплавки сталей и сплавов. Центральную проходную завода украшают два ордена, один из которых – Орден Ленина  – не только гордость, но и память. Память о Великой Отечественной войне.

Когда 22 июня 1941 года из громкоговорителей донеслись тревожные вести о начале войны, тыл стал вторым фронтом.

«На заводе «Электросталь» наладили переделку снарядов на авиабомбы, объединив цех ширпотреба, ремонтно-строительный цех и ремесленное училище. Сначала переделывали по тысяче снарядов в сутки, а затем, набив руку, и по 3-5 тыс. Здесь же изготавливали тару для новых боеприпасов по 300 ящиков в день, затем по 500-600. Война заставила разнообразить ассортимент смертоносной продукции и, кроме гильз-стаканов для гвардейских миномётов «катюш», корпусов для светящихся и фугасных авиабомб ФАБ-100, начали прокатывать заготовки для новых образцов боеприпасов. Цех ширпотреба, выпускавший до войны столовые приборы, теперь день и ночь давал заготовки для противотанковых мин и авиабомб, делал пехотные и сапёрные лопаты», – рассказывает директор по персоналу и общим вопросам металлургического завода «Электросталь». Андрей Барашенков.

В горячих цехах становилось жарче, чем в аду. Окна заколотили железными листами. Помещения цехов от жара расплавленного металла нагревались до 80 градусов Цельсия. Вентиляция не работала. Особенно душно и жарко было на мостовых кранах. Бывало, что крановщиц снимали оттуда без сознания, но, придя в себя и отдышавшись, они снова поднимались в кабину и продолжали работать. В те времена на заводе популярным был лозунг «Пусть твой труд помогает, как штык, боевым смертоносным ударом».

«Работая по 12 часов в смену, рабочие выполняли норму на 150-160%, а были и «двухсотники». Понимая, что металл пойдёт на изготовление танков, пушек, снарядов, самолётов, электростальцы трудились, не считаясь со временем и болезнями, забывая о личном. Больше не существовало «я», было только «мы», воюющий народ, воюющая нация, воюющая страна! Закончив смену, многие не расходились по домам, а выполняли другие задания,  дежурили на крышах на всякий случай воздушной тревоги, на цехах завода и близлежащих зданиях, которые были вокруг завода», – вспоминает Андрей Барашенков.

На казарменное положение перешли начальники цехов – они в буквальном смысле слова жили на заводе, ночуя там же на специально привезённых из общежития койках. Выходили с завода очень редко, только повидать семью и детей.

Рабочая  смена на заводе начиналась с чтения газет и писем земляков с фронта. Боевой дух заводчан поднимала и собственная печать – в цехах выпускали стенгазеты «Боевой листок». В заводском клубе имени Максима Горького размещался мобилизационный пункт. Оттуда электростальцы уходили на фронт.

«Когда осенью 1941 года немцы перешли в наступление, началась массовая эвакуация «Электростали». После неё на заводе почти ничего не осталось, кроме цехов. Основными пунктами назначения ценного груза с оборудованием были Челябинск, Магниторгорск, Златоуст и Чебаркуль. Когда немецкая волна отхлынула от Москвы, в феврале 1942 года директор «Электростали» Михаил Егорович Корешков получил приказ о восстановлении эвакуированного завода. Предстояло восстановить первый сталеплавильный цех, два мартена, одну восьмитонную печь во втором сталеплавильном, станы «600» и «300», а также кузнечный и термический цехи. Начинать приходилось почти с нуля, но возвратившиеся с Урала электростальцы с утроенной энергией взялись за работу и не прекращали её ни днем, ни ночью. Старые кадровые сталевары, прокатчики, кузнецы становились на время такелажниками, слесарями, монтёрами. Задерживаться было нельзя ни на день, монтаж оборудования начинали без чертежей, которые ещё находились в пути. Но всё было правильно выполнено, что подтвердили чертежи, привезенные позже. 20 мая 1942 года на первой печи в первом сталеплавильном цехе завод «Электросталь» выдал плавку», – говорит Андрей Барашенков.

Цеха стояли из-за нехватки кадров. В особом дефиците были крючочники – представители сугубо мужской профессии. Работа была не из лёгких – вручную приходилось крючками передвигать и переворачивать тяжёлые раскаленные штанги, каждая весом до 100 кг. И так до 100 тонн за смену. По инициативе женщин в первом прокатном цехе была создана женская бригада крючочниц. Особенно славилась Ольга Яковлевна Анисимова. Её умению ладить с раскалённым металлом, ловкости завидовали даже мужчины.

Женщины-сталевары, вальцовщицы, канавщицы – явление типичное для тех героических лет. В августе 1942 года на базе завода «Электросталь» открывается фабрично-заводское обучение, где за четыре года подготовлено более тысячи ребят – слесарей, токарей, крановщиков и других специалистов. 15-16-летние подростки приходили из окрестных деревень. Многие до этого станки никогда не видели. Но быстро освоились и стали работать наравне со взрослыми. За годы войны коллективу прокатного цеха, где работали подростки, 17 раз присуждали звание «Лучший прокатный цех Советского Союза».

В 1943 году завод посетила делегация из США и почти полчаса с нескрываемым восхищением наблюдала за работой женщин и подростков этого цеха. А один из делегатов сказал: «Нет, такой народ невозможно победить».

3 тыс работников завода «Электросталь» воевали на фронтах Великой Отечественной войны. 1786 человек не вернулись домой. Шесть человек получили Звёзды Героя Советского Союза. Примеров мужества и героизма на фронте и в тылу – великое множество. В любые времена – и военные, и мирные – заводчане «Электростали» трудились над укреплением обороноспособности страны.  

Автор: admin

Полная версия