О том, как создавался проект «Импровизационный БАТЛ», что даёт актёру умение импровизировать и можно ли с нуля этому научиться, в прямом эфире «Радио 1» рассказал автор и идейный вдохновитель проекта, актёр театра и кино Максим Драченин. Он стал гостем нового выпуска программы «Синемания. Область культуры».
С: Максим, что лично вам как актёру даёт импровизация?
МД: Мне кажется, более чем всё. Константин Сергеевич Станиславский в своей работе пытался разобраться с таким понятием, как импровизационное самочувствие. Понятное дело, что он исследовал это в условиях заданных обстоятельств, что очень напоминает то, что мы устраиваем на батлах. Что это даёт артисту, который подготовился и выучил текст? В любой момент что-то может пойти не так, и навык импровизации будет очень кстати. Или, наоборот, всё идёт так, но должно быть что-то более живое. Такие моменты тоже нужно брать во внимание и использовать элемент внезапности.
С: Научиться импровизации может любой человек? Нужен ли для этого талант?
МД: Абсолютно любой человек может развить в себе этот навык. Это как с мышцами. Вы начинаете ходить в спортивный зал и постепенно набираете форму. Что касается таланта. Тут могу сказать, что изначально кому-то дано чуть больше, а кому-то – чуть меньше. Вот как раз эти люди могут оказаться более трудолюбивыми. Поэтому талант второстепенен.
С: Расскажите о структуре вашего конкурса.
МД: В рамках «Театрального поединка» проходит два глобальных события. Первое – это импровизационные батлы между детскими театральными студиями. Второе событие – чемпионат по актёрской импровизации между крупными региональными театрами.
Первую часть мы успешно провели в сентябре в четырёх городах Подмосковья: в Химках, Красногорске, Сергиевом Посаде и Дмитрове. Мы впервые так масштабно знакомили детей с навыками актёрской импровизации. Знаете, на мой взгляд, подобное также необходимо проводить и со студентами, и уже с состоявшимися артистами. Это такая хорошая тренировка актёрских мышц.
С: Давайте коротко о сути состязания. Чтобы наша аудитория могла представить, как это всё выглядит.
МД: Всё просто. На сцене сходятся два участника из разных команд. Они проводят пять раундов. Например, один из них называется «немой». Его суть заключается в том, что соперники пытаются объяснить друг другу загаданное слово, используя лишь жесты.
Есть раунд, когда участники в общении используют лишь вопросы. Есть безбуквенный раунд, когда соперники разыгрывают какой-то этюд и не могут при этом использовать слова, содержащие определённую букву. За этим безумно интересно наблюдать. Видно, как артисты размышляют и стараются подобрать нужные фразы. Как у них всё кипит в голове.
С: Максим, как вы вообще начинали свой проект?
МД: Всё произошло спонтанно! Импровизацией я начал заниматься с моими однокурсниками и коллегами по театру ещё в 2013 году. Через три года мы собрались ставить спектакль. Я выступил в качестве автора и режиссёра. Мы планировали сделать постановку с элементами импровизации. И буквально накануне спектакля пришло сообщение о том, что менять пьесу, которую мы взяли за основу, нельзя. Что права на неё выкуплены и сделать ничего, увы, не удаётся. Мы с командой приняли решение, что выйдем на сцену и будем импровизировать, то есть полностью построим на этом наше выступление. «Это будет батл», – сказал я тогда.
Вместе с коллегами мы разработали структуру, придумали раунды. Выступление получилось прекрасным, вечер завершился настоящим праздником. Тогда посмотреть на нас пришли ребята из других театров. Им настолько всё понравилось, что они тоже захотели в этом поучаствовать. Так всё закрутилось и постепенно масштабировалось.
С: Вы упомянули про коллег по театру. Расскажите, где именно вы работаете?
МД: В московском Театре на Юго-Западе. Но, конечно, большую часть своего времени я уделяю проекту.
С: В чём уникальность Театра на Юго-Западе?
МД: В школе Беляковича. Валерий Романович, которого, к сожалению, нет с нами уже несколько лет, основал это театр и руководил им долгие годы. В основе его метода работы всегда был посыл к зрителю, то есть некий нерв и высокий градус. Это то самое импровизационное самочувствие. Накануне премьеры он мог принести артисту листок с новым монологом, который нужно было выучить. И это психофизическое состояние постоянного нерва – это и есть школа Беляковича.
С: Импровизировать можно в любой театрально постановке?
МД: В рамках поставленной задачи – да.
С: Как вы справляетесь с волнением перед выходом на сцену?
МД: Это один из важнейших и ключевых вопросов. Нужно находиться в задаче. То есть понимать цель – куда и зачем ты выходишь, что ты там хочешь сделать. Как только ты включён в процесс, который тебе предстоит, волнение уходит.
С: Максим, нельзя не спросить. Чем, на ваш взгляд, отличается актёр театра от киноактёра?
МД:В кино, с одной стороны, есть сложность. Ты каждый раз должен помнить, что ты сыграл до. С другой стороны, ты настроен на короткий метр и понимаешь, что нужно хорошо действовать в рамках поставленной задачи.
Игра в театре – это некий длинный прыжок. Причём, не в том смысле, что есть возможность раскачаться и в конце сыграть. Тут нужно включаться сразу, здесь и сейчас, и тянуться.
Первые состязания в рамках чемпионата по актёрскому мастерству «Импровизационный БАТЛ» при информационной поддержке «Радио1» пройдут в Подмосковье 12 октября. Всего в соревнованиях примут участие четыре областных театра:
– Московский Губернский театр;
– Московский областной государственный театр юного зрителя,
– Химкинский драматический театром «Наш Дом»,
– Сергиево-Посадский драматический Театр-студия «Театральный Ковчег».
Автор: admin