Подозрительное поведение. Как банки проверяют адекватность клиентов

Сейчас финансовые учреждения составляют портрет заёмщика, исходя из его поведения


Читайте нас в: Google Новости

Оператор платёжной системы «Мир» стал проверять клиентов на благонадёжность. Благодаря новинке банки могут просматривать не только кредитную историю клиента, но и регулярность оплаты услуг ЖКХ и штрафов за нарушение правил. Сервис пока работает в тестовом режиме и позволяет кредитным организациям онлайн быстро принимать решение о выдаче или отказе в кредите тому или иному клиенту. Большинство кредитных организаций не получают полную информацию о заёмщиках из одного общего источника. Сказать о личности намного больше сможет анализ платёжного поведения, в частности, как и на что человек тратит деньги.

Уже сейчас в банках используют технологию психоскоринга – составление портрета заёмщика в зависимости от его поведения, заявил в эфире «Радио 1» президент ассоциации российских банков Гарегин Тосунян.

«У этого есть будущее. Одно дело, когда люди регулярно платят за ЖКХ, за детей или обучение, и совсем другое, когда затраты идут на сферу игр, спиртное, рестораны, хотя последние характеризуют платёжеспособность. Игорные вещи, сомнительные платы в контрасте с текущими обязательными платежами характеризуют потенциального заёмщика и дают достаточную информацию. Кредитные бюро также оценивают по многим показателям. Сейчас даже есть психоскоринг – от поведения человека, его аккуратности и регулярности платежей, просрочек формируется некоторый кредитный типаж. Банки этим пользуются», - пояснил Тосунян.

В то же время, выделять только один признак для описания клиента было бы неправильно, уверен эксперт.

«Это характеристика, так же как по внешнему виду, аккуратности и качеству костюма вы не можете составить полный портрет человека. По крайней мере, представить для себя, бомж он или человек, который каждый день принимает душ, наверно, возможно. Хотя это не абсолютная характеристика. Выделять какой-то отдельный признак было бы странно, но не учитывать это совсем тоже неправильно», - отметил Тосунян.

Важный момент при анализе данных для оценки – согласие заёмщика на их использование, добавил в беседе с «Радио 1» банковский эксперт Эльман Мехтиев.

«Данный сервис будет востребован, но дьявол кроется в деталях. Вопрос в том, есть ли согласие физического лица на использование этих данных для его оценки. Понятно, что НСПК (Национальная система платёжных карт – ред.) обладает огромным объёмом данных, но давали ли согласие, чтобы кто-то их использовал для оценки. Мы опять стоим перед выбором между неприкосновенностью частной жизни или её ничтожностью ради благ, о которых частное лицо может и не просило», - уточнил Мехтиев.

Он напомнил, что при запросе кредитной истории в БКИ, от физического лица требуется согласие, иначе банки просто не дадут кредит.

Автор: admin

Полная версия