«Поясни за шмот»: спонтанное движение или лакмусовая бумажка общества?

Корреспондент «Радио 1» разобрался в сути нового явления


Читайте нас в: Google Новости

В соцсетях проанонсировали так называемый «День спроса за шмот». Стычки подростков из-за «неправильной» одежды, судя по информации в интернете, намечены на 1 февраля. Родители опасаются за здоровье детей. Корреспондент «Радио 1» разобрался в сути нового явления.

Поясни за шмот – или будешь побит. Подростковое агрессивное движение существует в России не первый год. В соцсетях регулярно публикуют посты, высмеивающие тех, у кого нет денег на фирменную одежду. Некоторые записи откровенно шокируют. Подростка публично унижают и избивают, если на нём не фирменная одежда, или подделка. Мотив травли – реплики настоящих брендов. Другой вариант – слишком дорогая фирменная одежда.

Насколько опасно это явление и какова причина его появления?

Глава Национального родительского комитета Ирина Волынец, мать четверых детей, в интервью «Радио 1» призналась, что её дочь некоторое время назад подверглась агрессии сверстников из-за немодного рюкзака. Подростки всегда находят повод подраться из-за одежды, но сейчас причина таких нападок – социальная напряжённость.

«Дети из более обеспеченных семей, которые могут позволить себе более дорогие бренды, конечно, подвергаются нападкам, зависти со стороны сверстников. В детской среде это проявление ощущения социальной несправедливости, когда у твоего ровесника – джинсы, которые стоят в десять раз дороже, чем то, что надето на тебе. Дети жестоки, но так устроена жизнь, что они являются лишь отражением мира взрослых. Мы можем сделать вывод о том, что взрослые люди точно так же друг другу завидуют, особенно на фоне тотального обнищания населения страны. Но если взрослый не высказывает своего недовольства и может выпустить пар на кухне, с соседями, с родственниками, в соцсетях, то ребёнок более непосредственен. Дети сбиваются в кучки и выражают своё глобальное возмущение порядком вещей вот таким образом», – пояснила Волынец.

Движение «Поясни за шмот» не имеет криминального наполнения, потому что речь идёт об одежде. Эта игра – коммерческий ход, уверен лингвист, автор «Словаря московского арго» Владимир Елистратов. Определённые бренды раскручивают именно таким образом, а затем, например, этот свитшот или футболка становятся почитаемыми у подростков.

«Это очень показательный случай новой эпохи потребительства. Если раньше сообщества возникали сами по себе, то теперь всё поставлено на коммерческую основу. Все эти хипстеры – коммерческий проект. Раньше возникали гопники, эмо – но они возникали сами. Я не думаю, что движение «Поясни за шмот» – это какой-то слой молодёжной культуры. Это диагноз, лакмусовая бумажка того, что мы перешли в другое измерение. Инициатива снизу, начиная с «Арзамаса» ХIХ века и заканчивая рок-сообществами конца ХХ века, перешла в режим, когда все эти сообщества планируются заранее. И даже если что-то возникает спонтанно, вокруг этого сразу создаётся множество коммерческих планов», – считает лингвист.

По мнению психологов, претензии сверстников к якобы неправильной одежде – извечная проблема. Подростки испытывают потребность в принадлежности к определённой группе. Раньше она обозначалась курением, употреблением алкоголя, сейчас – тягой к определённым брендам. Сверстники всегда сравнивают себя с другими, поэтому им нужно найти «не такого», чтобы повысить собственную самооценку, пояснил «Радио 1» психолог Павел Жавренов.

«Когда они видят хорошо одетых подростков, одетых интересно, одетых необычно, у них возникают негативные эмоции в отношении этого человека. То есть подростки совершают агрессию не потому, что хотят навредить человеку. Они считают, что этот подросток, весь такой крутой, их не уважает, считает себя выше остальных. Они склонны принимать поступки других на свой счёт. Это соответствует нашей текущей парадигме общества: мы все принимаем поступки людей на свой счёт. Подростки вспыхивают очень сильно, потому что в эти моменты испытывают сильные негативные эмоции. Они считают людей врагами, а себя – незаслуженно ими обиженными – недостатком внимания, признания авторитета. Появляется злость, которая выражается в том, что они начинают «докапываться» до людей», – высказал предположение Жавренов.

Специалисты советуют бороться не с отдельной тенденцией, а с детской жестокостью в целом. К примеру, нужно показывать детям, что в определённых ситуациях они полезны друг другу. У каждого свои слабые и сильные стороны, и нужно принимать других такими, какие они есть.

Автор: admin

Полная версия