Разорвать замкнутый круг. Подмосковный омбудсмен оценила проект закона о домашнем насилии

Верховный суд России внес в Госдуму законопроект о переводе уголовных дел об умышленном причинении лёгкого вреда здоровью, побоях и клевете из частной в частно-публичную категорию обвинения.


Читайте нас в: Google Новости

Верховный суд России внес в Госдуму законопроект о переводе уголовных дел об умышленном причинении лёгкого вреда здоровью, побоях и клевете из частной в частно-публичную категорию обвинения. Если этот закон будет принят, такие дела нельзя будет прекратить по соглашению сторон.

Эту инициативу высоко оценила уполномоченный по правам человека в Подмосковье Екатерина Семёнова.

«Инициатива очень хорошая. Безусловно, она будет в помощь жертвам насилия. Когда в дело вмешивается государство, обратного процесса уже не будет. Сейчас довести такие до суда очень сложно. Специфика таких взаимоотношений в узком кругу, в семье такова, что даже если жертва решается на судебное разбирательство, её нередко запугивают, а многие сами не хотят участвовать в сложных процедурах, потому что это очень долго, непонятно и даже может быть унизительно. А если часть задач возьмёт на себя государство, думаю, это поможет людям спастись из замкнутого круга насилия», – сказала Семёнова в эфире «Радио 1».

Она добавила, что в Подмосковье жертвы насилия могут обратиться в специальные социально-реабилитационные центры: их список опубликован на сайте регионального Министерства социального развития. Однако мест в таких учреждениях недостаточно.

«У нас есть государственные социально-реабилитационные центры. И жертв насилия, которые сбежали из дома, особенно если жертвы бегут с детьми, мы устраиваем их в этих центрах. Там можно получить приют до трёх месяцев с дальнейшей пролонгацией, если этого требует ситуация. Хотя мест там не хватает, социальные центры переполнены», – отметила Семёнова.

Необходимость более активного участия государства в делах о домашнем насилии отметила в интервью «Радио 1» и специалист по коммуникациям центра помощи «Насилию.нет» (организация признана Минюстом РФ иностранным агентом) Диана Барсегян.

«Часто пострадавшие от насилия находятся в очень подавленном состоянии. Это человек, которому годами объясняли, что он ничего не может, никому не нужен, что он бесполезен, и у человека очень подавлено ощущение контроля над собственной жизнью. А нередко ему угрожает прямая физическая опасность. И на этом фоне пострадавшая должна собирать все бумажки, ходить и доказывать, что она действительно пострадала. А это бывает очень непросто. Надо написать заявление, пойти в травмпункт, снять следы побоев. Потом добиться, чтобы заявление было принято, а если нет – дальше идти жаловаться. На это нужно огромное количество энергии, которой, зачастую, у женщины просто нет», – сказала Барсегян.

Она пояснила, что если дела о домашнем насилии стали квалифицироваться как частно-публичное обвинение, возросла бы обязанность государства помогать пострадавшим.

«Правоохранительные органы и сейчас, теоретически, должны помогать, но не делают этого. А с изменением закона они отнесутся к этой задаче более ответственно, и действенно помогут пострадавшим. Если сейчас у нас пострадавшая от насилия должна одна идти в бой против агрессора, то с введением этих изменений на её стороне будет государство. И даже если женщина скажет, что она помирилась с агрессором, в процесс уже включена публичная часть обвинения, то есть это всё равно остаётся делом, которое касается нас всех, социальным делом. И это правильно, потому что это не частное дело, это влияет на весь социум», – заявила собеседница «Радио 1».

Диана Барсегян также напомнила, что физическое насилие в семье редко происходит без психологического, и из-за этого у жертвы редко находятся силы разорвать опасную связь и не помириться с агрессором, когда насилие сменяется «конфетно-букетным периодом». Тем важнее, чтобы за жертву вступилось государство, и совершённое преступление нельзя было «упразднить» по соглашению сторон.

Фото © istockphoto.com

Автор: admin

Полная версия