Сусанна Альперина о фестивале ORIGINAL+, стриминговых платформах и новых российских сериалах

Для чего понадобилось создавать фестиваль оригинального контента для стриминговых платформ ORIGINAL+? Как возникла эта идея и насколько сложно было её реализовать? Сколько сериалов потребовалось для этого посмотреть и какие из них стоит взять на заметку в ближайшее время? Об этом и не только в интервью «Синемании» рассказала журналист, продюсер, кинокритик и программный директор фестиваля ORIGINAL+ Сусанна Альперина.


Читайте нас в: Google Новости

Для чего понадобилось создавать фестиваль оригинального контента для стриминговых платформ ORIGINAL+? Как возникла эта идея и насколько сложно было её реализовать? Сколько сериалов потребовалось для этого посмотреть и какие из них стоит взять на заметку в ближайшее время? Об этом и не только в интервью «Синемании» рассказала журналист, продюсер, кинокритик и программный директор фестиваля ORIGINAL+ Сусанна Альперина.

С: Сусанна, что такое оригинальный контент для стриминговых платформ?

СА: Непереводимая игра слов [смеётся – прим. ред.]. Вообще, слово «контент» не имеет русского эквивалента. Можно сказать, что это содержание, но смысл в него не поместится. Фильмы, сериалы, шоу – это всё контент. Какого-то своего одного слова мы ещё не придумали. А стриминговые платформы – это онлайн-кинотеатры.

С: Зачем понадобился фестиваль контента для них?

СА: Вот смотрите, онлайн-кинотеатры, стриминговые сервисы и видео по запросу существовали давно. Их было как бы не очень видно, но так получилось, что уже тогда я про них писала, потому что писала про контент. Когда случилась пандемия, а может быть и чуть раньше, они вышли на всеобщее обозрение. Тут выяснилось, что в России не так мало онлайн-кинотеатров, а уж что говорить о мире. Мы знаем про Netflix, Disney+, Apple TV, ещё HBO+ и HBO Max, демонстрирующие, что к телевизионным каналам прикладываются мультимедийные сервисы.

С: Вот смотрите, нет ли тут глубинной разницы. Ведь в Америке все телевизоры подключены к интернету, а в России далеко не каждый имеет Smart TV или даже сам телевизор.

СА: Ну тут можно долго рассуждать. Могу сказать лишь, что телевизор сегодня – ещё один гаджет для потребления контента.

С: Но не выглядит ли это искусством для избранных?

СА: Я много езжу по России, бываю на различных фестивалях, где тоже показывают контент. То, что выходит на платформах, показывают в кинотеатрах, и наоборот. Это всё – взаимопроникновение, броуновское движение. Как хотите называйте. Но в России, в тех местах, где нет нормального интернета и есть только один канал, всегда найдётся кто-то с гаджетом. Всегда там есть интересующиеся молодые люди. Всегда можно найти какой-то компьютерный клуб с одним единственным компьютером на весь город. Поэтому говорить, что стриминговые платформы и контент на них – искусство для избранных, я бы не стала. Потому что всё это всё равно пробивает себе дорогу.

С: Сусанна, вы выступили программным директором фестиваля ORIGINAL+. Сколько сериалов вы отсмотрели для этого от начала до конца?

СА: Хороший вопрос. Во-первых, честно скажу, я не все сериалы смотрела от начала и до конца. Потому как что такое фестиваль сериалов или программа сериалов, входящая в состав крупнейших киносмотров по типу Берлинского или «Сандэнса». Можно взять любой, поскольку сейчас практически на всех фестивалях есть сериалы. Как правило, там показывают две, четыре или максимум пять серий. Пока по-другому не происходит.

Вот сейчас объявил даты горячо любимый мной фестиваль сериалов «Пилот» Валерия Тодоровского. Он проходит с 2018 года. Там показывают одну или две первых серии. Программный директор этого смотра Егор Москвитин рассказывал мне, что смотрел аж 60 сериалов, то есть 60 первых – пилотных –серий. Не сезоны целиком, поскольку они могут быть ещё не готовы.

Что касается фестиваля ORIGINAL+, то его я придумала с такой концепцией. Там мы не обязаны показывать первую серию. То есть мы можем показать любой эпизод, который нам дадут. Мы также можем показать документальный или художественный фильм. Главное условие – чтобы весь этот контент был произведён именно для стриминговых платформ. Ведь это и есть определение оригинального контента.

У нас и раньше производили фильмы и сериалы. Мы знали, что их делали телеканалы или компании-производители, которые предлагали для этих самых телеканалов свою продукцию. А теперь они точно также предлагают это для платформ. Те же, в свою очередь, презентуют много премьер.

Буквально накануне генеральный директор платформы PREMIER Софья Митрофанова рассказал, что в течение месяца на стриминге будет выходить по две-три премьеры. Схожие цифры звучали и в прошлом году. Пока у платформ есть запасы, на 2022-2023 гг. их хватит. Что будет в 2024 году, посмотрим.

Касаемо фестиваля, отсмотреть всё тяжело. Тем не менее, какие-то реперные точки есть. Изначально планировалось провести ORIGINAL+ весной, 16 марта. Программа с того момента поменялась полностью за исключением одного сериала. Это проект «Жиза», который уже вышел на платформе START. То есть получается, что к 16 марта я отсмотрела какое-то количество сериалов, но их было не семь, а больше. Потому что некоторые платформы предлагали на выбор не по одному проекту.

С: Чем, на ваш взгляд, сериалы, созданные для платформ, отличаются от тех, что снимают для телеканалов?

СА: Знаете, когда только-только выходил сериал «Эпидемия», у него был слоган «Такого вы никогда не увидите на ТВ». То есть платформы себе, что называется, больше позволяли. Причём, помимо ненормативной лексики.

С: Есть ли разница в бюджетах для стриминга и для телевидения?

СА: Есть, но нужно смотреть по конкретным проектам. Допустим, возьмём сериал «Собор», который изначально заявляли, как проект для телевидения. Его премьера в итоге состоялась на стриминге. Это дорогой сериал. Или взять проект «Грозный». Он также дорогостоящий.

Я не думаю, что стриминговые сервисы в одиночку могут себе такое позволить. Тем более, что после 24 февраля у них такая ситуация, что, если раньше они обходились своими силами, то теперь обращаются за финансовой поддержкой в Министерство культуры РФ и в Институт развития интернета. В целом же онлайн-кинотеатры производят контент более бюджетный.

#GALERY#

С: Сусанна, на фестивале ORIGINAL+ были зрители. Что вы им показывали?

СА: Поскольку наш фестиваль проходил в течение одного дня, на каждый сериал мы выделяли по часу. Всего проектов было семь, два из них с короткими эпизодами, поэтому мы планировали показать сразу по две серии.

Из-за технической накладки – рассинхрона звука – нам не удалось полноценно показать документальный сериал «Эльбрус. Точка невозврата» от платформы IVI. Это первый для них собственный оригинальный документальный проект. Они сделали реконструкцию событий 2021 года, когда люди пошли на Эльбрус, но вернулись оттуда не все. Мы очень хотели показать две серии этого пронзительного проекта, но из-за технических неполадок зрители увидели только второй эпизод.

Или вот взять очень интересный сериал «Захар открывает глаза». Мы успели показать две серии. Причём, после просмотра первой я обратилась к залу с вопросом, не устали ли они и идём ли мы на вторую. Зрители закричали «Да» [смеётся – прим. ред.].

С: Кто формировал жюри?

СА: Ваша покорная слуга.

С: Сколько серий сериалов жюри отсмотрели?

СА: Всё то же самое, со всеми в день проведения фестиваля. Это было наше условие. Более того, некоторые сериалы нам передавали в условиях повышенной секретности. До этого их ещё никто ни разу не видел. На все такие записи ставили специальную маркировку ORIGINAL+. Пираты ведь никуда не делись.

Члены жюри, несмотря на свою занятость, приехали и провели с нами весь день. Возглавил команду Алексей Гореславский, генеральный директор Института развития интернета. Можно только представить его занятость. Или Юлия Снигирь, чей съёмочный день стоит, я не знаю, сколько. 

Компанию им составили режиссёр и сценарист Алексей Попогребский, уже упомянутый мною кинокритик Егор Москвитин и генеральный директор ООО «Марс Медиа Энтертейнмент» Юлия Иванова. Все они приехали в 10 утра и пробыли часов до 19-20. Всё посмотрели, раздали все призы.

С: Сложно ли в наше время организовать подобный фестиваль и найти на него финансирование?

СА: Сложно в любое время. Скажу честно, я была одержима идеей сделать фестиваль, пока у нас есть много онлайн-кинотеатров. Идею эту я подглядела в Монако, где уже какое-то время проводится мировой фестиваль стриминговых платформ.

Со своей задумкой я подходила к нескольким людям. Очень мне хотелось организовать смотр с известным продюсером Антоном Калинкиным, с которым мы уже делаем вместе фестиваль «Читка». Но из-за активной занятости моё предложение оказалось для него избыточным.

В итоге партнёров я нашла в лице индустриального форума CSTB и родной «Российской газеты». Чтобы вы понимали, фестиваль в этом году проходил не на очень широкую аудиторию. Там присутствовали только те, кто в это время находились на форуме.

С: Вы только что сказали фразу: «Пока у нас есть много онлайн-кинотеатров». У нас действительно такие печальные перспективы?

СА: Говорят о том, что некоторые платформы могут объединиться, и их в результате станет меньше. Но я думаю о том, что этого не произойдёт. По крайней мере, в ближайшие год-два. Может быть, сольются одна или две платформы. Но это мои предположения, и они могут быть неверными.

В фестивале ORIGINAL+ участвовали восемь платформ, две из которых представили совместный проект. Так что, думаю, они будут находить формы кооперации, снимать сериалы вместе. Но каждый из стримингов останется самобытным, потому что у них есть свои портфели – библиотеки оригинального контента.

С: После ухода американских компаний зарубежные проекты на наших платформах остались?

СА: Те, что ранее были выкуплены, да. С новыми, конечно же, проблема. Больше всего её испытывает платформа Amediateka, которая в принципе была домом HBO. Так что сейчас самое время посмотреть всё то, до чего раньше не доходили руки. А вот как будет с новым контентом, вопрос.

С: Давайте ещё раз обратимся к фестивалю ORIGINAL+ и проговорим все проекты, которые в нём участвовали.

СА: Да, конечно! Начну с того, что каждый сериал – это высказывание. Какие-то вещи, которые мы не можем проговорить прямо, мы можем донести через сериал или какое-то другое произведение искусства. Это очень важно.

Проект «1703». Мне очень хотелось, чтобы в программу фестиваля вошла работа Валерия Федоровича и Евгения Никишова. Но как-то не складывалось. Со всеми сервисами говорили, но практически все отвечали отрицательно. А потом они договорились с платформой OKKO, которая и дала этот сериал.

Я когда начала его смотреть, то влюбилась с первых кадров. Спойлерить не хочу, скажу лишь, что там по Петербургу гуляет слон. Представляете! Сам же сюжет повествует о двух напарниках. Один из них – махровый, прожжённый питерский мент в исполнении Гоши Куценко. А второй – московский мажор, который хочет стать стендапером. Его играет Кузьма Сапрыкин. Он приезжает в Северную столицу к девушке, и так складывается, что оба героя начинают работать вместе. И вот в первой серии показан один день из их жизни, о том, что с ними произошло. Всё это, конечно, заканчивается стендапом. К слову, для отечественных проектов тема эта не новая, но тут она действительно оригинально подана.

Что ещё. «Жиза» – очень классный сериал про ребят детдомовцев. Сейчас он выходит на START. Проект «Эльбрус. Точка невозврата» от IVI я уже называла. Далее сериал «Меньшее зло», режиссёром которого выступил Виктор Шамиров. Проект очень интересный, про семью. Он очень спокойный, и его нужно будет обязательно посмотреть. Выйдет на KION.

Проект «СТАЯ» представит платформа more.tv. Это такой немецкий формат, который повествует о том, как подростки-уголовники выживают в горах по специальной программе «Второй шанс».

«Захар открывает глаза» – совместная работа платформ WINK и Кинопоиск – это комедия в чистом виде. Ну и замечательный сериал «Люся» (PREMIER), снятый режиссёром Иваном И. Твердовским. Главные роли там исполняют Кристина Асмус и Данила Козловский.

С: Фестиваль ORIGINAL+ планируется сделать ежегодным?

СА: Да, мы уже работаем над программой следующего года.

Фото: Владимир Филаретов

Автор: admin

Полная версия