Виктор Харакидзян об истоках ВИА в СССР, цензуре, идеологии и любви к музыке

Почему советские музыкальные коллективы не называли группами, какую роль в этом играли цензура и идеология, а также по какому принципу формировались вокально-инструментальные ансамбли, программе «Синемания» рассказал бас-гитарист, художественный руководитель ВИА «Поющие сердца» Виктор Харакидзян.


Читайте нас в: Google Новости

Почему советские музыкальные коллективы не называли группами, какую роль в этом играли цензура и идеология, а также по какому принципу формировались вокально-инструментальные ансамбли, программе «Синемания» рассказал бас-гитарист, художественный руководитель ВИА «Поющие сердца» Виктор Харакидзян.

С: Виктор, помимо того, что вы являетесь музыкантом, вы также изучаете историю возникновения вокально-инструментальных ансамблей. Откуда взялась аббревиатура ВИА?

ВХ: Когда появилась группа «Битлз», которая буквально заразила музыкантов всего мира своим огнём и это веяние пришло в СССР, нужно было как-то именовать коллективы. Слово «группа» расценивалось как прямое влияние запада. И в какой-то момент было принято решение, что раз у нас музыканты исполняют песни и сами себе аккомпанируют, то назвать всё это дело нужно вокально-инструментальным ансамблем. Вот оттуда всё и пошло.   

С: Чем и кем были ВИА для советских людей?

ВХ: Появившись, ВИА вызвали большой интерес у любителей музыки. Потому что мы были очень одержимы, нам хотелось всё исполнять и записывать на высоком уровне. Обязательным условием при подборе музыкантов было умение петь.

С: В фильме режиссёра Сергея Соловьёва «Асса» есть момент, когда герою Виктора Цоя строгая женщина зачитывает обязанности артиста ансамбля. Правда ли это? Действительно ли существовали подобные требования?

ВХ: Такой режиссёр как Сергей Соловьёв не мог выдать неправду для зрителей и их потомков. Действительно, всё было строго. Каждую программу принимал худсовет, без его разрешения никакого гастрольного удостоверения артист получить не мог.

Были определённые проблемы, поскольку существовал идеологический отдел при партии. Когда начались поездки за рубеж, обязательно проводилось собеседование в рамках идеологического воспитания. Что касается ВИА «Поющие сердца», то в какой-то момент нас всех обязали, и мы закончили университет марксизма-ленинизма. Проучились там почти год. У всех были аттестаты с оценками.

С: Виктор, а вообще наличие цензуры и худсовета в Советском Союзе положительно или отрицательно сказывалось на творчестве и возможности реализоваться талантливым людям?

ВХ: Как вам сказать… Хамство и вульгарность в текстах совершенно точно не проходили. У нас же всё время же занимались воспитанием нового человека, который мог быть примером для всего мира. Более того, каждый коллектив обязан был иметь в своём репертуаре патриотические песни, и они были.

С: Вам разрешалось петь песни на английском языке?

ВХ: Да, конечно!

С: Можно было исполнять композиции «Битлз» или, например, «Роллинг Стоунз»?

ВХ: Да, мы пели и даже записывали их.

С: Но ведь существовали списки тех, чьи песни петь запрещалось.

ВХ: И такое тоже было, да. Причём как импортных артистов, так и отечественных. Например, «Машины времени».

С: Виктор, совсем скоро у вас состоится концерт. Расскажите чуть подробнее об этом.

ВХ: 17 июля ВИА «Поющие сердца» выступит в рамках большого фестиваля «Любимые ВИА ХХ века». Мероприятие пройдёт в Санкт-Петербурге. 

#GALERY#

Фото: Алина Щукарева, Екатерина Тимошенко

Автор: admin

Полная версия