Почему юмор – главный критерий оценки на чемпионате по актёрской импровизации, где она зародилась, какое отношение к этому имеют стендап-комики и как уважительное отношение влияет на процесс общения, в эфире «Радио 1» рассказал актёр театра и кино Вячеслав Гришечкин. Заслуженный артист России стал гостем нового выпуска программы «Синемания. Область культуры» накануне финала подмосковного чемпионата «Театральный поединок», который ему предстоит судить.
С: Вячеслав, вы много лет служите в Театре на Юго-Западе. Можно ли назвать его классической театральной студией?
ВГ: Театр на Юго-Западе можно назвать примером классической театральной студии и совершенно спокойно занести в хрестоматию. Он образовался в 1977 году, в поистине святом месте, напротив церкви Михаила Архангела (Храм Архистратига Михаила в Тропарёве – прим. автора). Мы вместе с ребятами из Театра юного москвича гуськом пошли туда вслед за нашим мастером Валерием Романовичем Беляковичем. Это был период становления студийного движения. Оно было колоссальным и боролось против различных ненужных явлений.
С: Чем театр-студия отличается от репертуарного?
ВГ: Прежде всего, энтузиазмом. Знаете, служение не терпит суеты. Современный театр с появлением антрепризы приобретает несколько иные формы, если к этому не относится свято. Сейчас у многих на первом месте, за редким исключением, стоит зарабатывание денег.
С: А что вы можете сказать о Театре на Юго-Западе сейчас? Это по-прежнему театр-студия или он перешёл в ряды репертуарных?
ВГ: Театр давно не студия. Он уже приобрёл статус государственного и называется Московский Театр на Юго-Западе. Сейчас мы боремся за то, чтобы ему присвоили имя Валерия Романовича Беляковича. Я считаю, что его память нужно увековечить. А дальше посмотрим, как пойдёт.
С: Из Театра на Юго-Западе вырос Импровизационный батл, в рамках которого в Подмосковье проходит чемпионат по актёрскому мастерству «Театральной поединок». Вам предстоит судить финал.
ВГ: Да, действительно. Это настоящая отдушина.
С: Зачем вообще театральному артисту владеть искусством импровизации?
ВГ: А вы знаете, откуда пошла эта тема с импровизацией? В старину артисты во время Великого поста собирались тайком на капустники. И там они хулиганили, играли в фанты. Вот где как раз и рождалась импровизация.
С: Известно, что в театральных училищах для актёров есть упражнение, которое называется «Этюд к образу». Там нельзя говорить текст пьесы, а нужно играть персонажа. В этот момент у многих начинаются проблемы, потому что артисты не умеют говорить.
ВГ: На это могу ответить так. Однажды на гастролях Театра на Юго-Западе в Японии я исполнял роль Меркуцио. Мне нужно было сыграть сцену с няней, причём на японском языке. Белякович сказал, что я смогу. Это я и сделал. Вот оттуда и пошло моё личное умение импровизировать практически на любом языке. Так что импровизация необходима. А, например, мои студенты не все умеют делать это без текста.
С: Кстати, как вы преподавали в период пандемии?
ВГ: Из-за всей этой истории мы потеряли полгода. Процесс обучения нарушился, студенты стали растренированны. Я не понимаю, как можно в онлайн-режиме играть любовь, не чувствуя губ партнёра и его рук. Да, возможно преподавать, например, историю костюма или частично сценречь. Но дыхание не поставишь, не оценишь посыл и подачу голоса. Сейчас, когда мы вернулись в аудитории, я снимаю маску, потому что невозможно учить, не видя и не чувствуя отдачу.
С: Вернёмся к батлу. Как проходит «Театральный поединок»?
ВГ: Он проходит очень интересно и насыщенно. Вообще, это всегда радость, неожиданность, бурлеск. Потому что приходят разные актёры из разных школ. Несмотря на то, что все мы в определённом смысле происходим от Станиславского, у нас есть масса различий. За этим любопытно наблюдать.
С: Как судить «Театральный поединок»? Какие есть критерии?
ВГ: Критерии, конечно, есть. В первую очередь, мы собираемся для того, чтобы повеселить. Не только себя, но и зрителей, которые приходят посмотреть на соревнования. Если нам будет смешно, а им нет, то грош цена нашим трудам. Так что первый критерий – это юмор. Он должен быть искромётным, остроумным и не пошлым. Тема может быть любой, главное, чтобы она была точно подана. И вот тут в игру вступает ещё один критерий – актёрское мастерство и артистизм.
С: Вячеслав, а что, если выпустить против театральных артистов, например, команду стендап-комиков? Как вы считаете, кто победит?
ВГ: А вот это вопрос! Мне нравятся стендап-комики. Но их мозги заточены на одну миссию – сиюсекундный смех и взрыв. Это обязательное условие и при том опасное, ведь часто они шутят на грани фола.
С: Что даёт артисту участие в «Театральном поединке»?
ВГ: Дополнительную свободу. На какой-то миг участники забывают, что вообще являются актёрами. Они дышат той атмосферой, которой должны дышать в принципе всегда. Они забывают о том, что над ними стоит режиссёр.
С: Над чем нельзя шутить на соревнованиях?
ВГ: Моё существо встаёт против заплинтусного юмора и шуток ниже пояса.
С: Как вы оцениваете современных молодых артистов? Сравним ли их уровень с теми людьми, у которых вы учились?
ВГ: Нет, никаким боком. Знаете, в чём основное отличие этой молодёжи? Вседоступность и вседозволенность. Открытость считается нормой поведения и общения. Когда ко мне на «ты» обращается человек лет на тридцать моложе и говорит: «Да ладно, перестань», я недоумеваю. Вот на этом строится сейчас очень многое. А друг друга нужно, в первую очередь, уважать. Тогда всё будет по-другому.
Автор: admin