В Роспотребнадзоре Московской области подготовили рекомендации по организации учёбы школьников. Эксперты предложили снизить нагрузку на ребят в начале учебного года, четверти и урока. Оценку рекомендациям дал в эфире «Радио 1» заслуженный учитель России, доктор педагогических наук, академик РАО Евгений Ямбург.
«Сложность с рекомендациями по снижению нагрузки в том, что они общие. А всё на самом деле гораздо сложнее и зависит от контингента учащихся, потому что дети рождаются разными. Кто-то хватает на лету, и такому ребёнку надо давать больше, потому что интеллектуальные мускулы надо накачивать. Но, разумеется, для этого нужно и нормальное состояние здоровья, и хорошая память, и реальные учебные возможности. А кто-то идёт медленнее. И это ещё пятьдесят раз будет меняться, потому что дети развиваются гетерохронно – то вверх, то вниз», – сказал Ямбург.
По мнению собеседника «Радио 1», говоря о нагрузке, необходимо учитывать, какие именно предметы можно сократить, а какие стоит дать расширенно.
«Если брать старшие классы, профильные классы, то школьнику, увлечённому физикой, и спецзанятия по 10 часов в день будут не в тягость, потому что он занимается любимым делом. Но заставь его изучать китайский язык, который никогда не пригодится, это будет каторга. Поэтому экзамены сегодня дифференцированные. Скажем, по ЕГЭ есть профильный экзамен для тех, кто будет собираться в инженерный вуз, в физтех и так далее, а есть вариант, где проверяются базовые знания, достаточные для гуманитария», – пояснил Ямбург.
Педагог добавил, что для достижения значимых результатов нагрузку на детей следует не уменьшать, а увеличивать, но это возможно только при соблюдении ряда условий.
«Я считаю, что у нас дети не перегружены, а недогружены. Нет широких путей в науку, искусство и так далее. Например, учиться профессионально играть на скрипке – это больно. Настоящие успехи просто не деются. Знаете лозунг – «Без стресса нет прогресса»? Когда всё гладенько, это тоже плохо. Но для того, чтобы это углублённое обучение стало возможным, нужно решать серьёзные проблемы: расширять площади школ, закупать современное оборудование, решать кадровые вопросы», – подчеркнул Ямбург.
Он также отметил, что основной источник стресса для школьника, как правило, связан не с самой учебной нагрузкой, а с завышенными ожиданиями родителей.
«Бывают ситуации, когда родители во имя своего честолюбия начинают «погонять» ребёнка, говорить ему, что он тупой, что другие дети уже всё освоили, а он отстаёт. Вот это и порождает неврозы у ребёнка. А ребёнка надо просто любить и не терять с ним дружеских отношений», – подытожил Евгений Ямбург.
Автор: admin