Здоровье школьника: режим дня и питания для успешной учёбы

Роспотребнадзор напоминает, что в повседневной жизни школьника большую роль играет режим дня. Это дисциплинирует, помогает быть собранным. Особую актуальность это приобретает в нынешней эпидемиологической обстановке, когда многие дети учатся дистанционно.


Читайте нас в: Google Новости

Роспотребнадзор напоминает, что в повседневной жизни школьника большую роль играет режим дня. Это дисциплинирует, помогает быть собранным. Особую актуальность это приобретает в нынешней эпидемиологической обстановке, когда многие дети учатся дистанционно. Крайне важно в такой ситуации правильно сочетать отдых и учёбу.

Корректно организованный режим дня позволит предотвратить раздражительность, возбудимость и сохранит трудоспособность ребёнка в течение дня. Если вы заметили, что ваш ребёнок сильно устаёт, к вечеру вялым и нервным, а успеваемость страдает, постарайтесь правильно организовать его режим, и негативные симптомы, скорее всего, исчезнут сами.

Наибольшее влияние на состояние здоровья школьника оказывают количество и качество сна, а также питание и двигательная активность. Человеку необходимо удовлетворять соответствующую возрасту потребность во сне, потому что в противном случае создаются условия для возникновения заболеваний. У детей при недостатке сна может нарушаться поступление в кровь специфических гормонов, что отрицательно сказывается на их росте и развитии. При недосыпании страдает удельный вес той стадии сна (так называемый «быстрый сон»), от которой зависит способность к обучению и его успешность.

Школьникам показано увеличивать обычную продолжительность сна (хотя бы на один час) на время экзаменов, перед контрольными работами и при всякой напряжённой умственной деятельности. У детей, недосыпающих 2–2,5 часа, уровень работоспособности на уроках снижается на 30 % по сравнению с детьми, «высыпающими» свою норму.

 

Для преодоления проблем с засыпанием следует соблюсти некоторые условия:

- Ложиться спать и вставать в одно и то же время. Даже в период дистанционного обучения не стоит сдвигать привычные часы сна.

- Ограничивать после 19 часов эмоциональные нагрузки, например, шумные игры или просмотр фильмов.

- Сформировать собственные полезные привычки, например, принимать вечерний душ или ванну, выходить на прогулку или читать.

- Кровать у ребёнка должна быть ровной, не провисающей, с невысокой подушкой. Комнату нужно хорошо проветривать.

 

Примерные нормы ночного сна для школьников:

- 1-4 классы – 10-10,5 часа;

- 5-7 классы – 10,5 часа;

- 8-9 классы – 9-9,5 часа;

- 10-11 классы – 8-9 часов.

Кроме того, первоклассникам рекомендуется организовывать дневной сон продолжительностью до 2 часов.

 

Организация рабочего места школьника

Правильно организованное рабочее место школьника и условия, в которых он обучается и выполняет домашние задания, ощутимо влияют на его успеваемость и здоровье.

Стол, за которым занимается ребёнок, должен стоять так, чтобы дневной свет падал слева. Если ученик – левша, то наоборот. Аналогично должно быть налажено полноценное искусственное освещение. Свет от настольной лампы не должен бить в глаза. Избежать этого позволяет специальный защитный козырёк или абажур.

Оптимальное соотношение высоты стола и стула таково: сидя прямо, опершись локтем о стол и подняв предплечье вертикально (как поднимают руку для ответа на уроке), ребёнок должен доставать кончиками пальцев до наружного угла глаза. Для этого бывает достаточно отрегулировать высоту стула. Ноги ребёнка при правильной посадке должны упираться в пол или подставку, образуя прямой угол как в тазобедренном, так и в коленном суставе. Стул должен иметь невысокую спинку.

Работая в таких условиях, ребёнок будет меньше уставать. Кроме того, правильно подобранная мебель – один из важных факторов предупреждения нарушений осанки. Контроль соответствия мебели росту ребёнка следует проводить не реже двух раз в год.

Также немаловажную роль играет и организация рабочего места школьника, в том числе с использованием компьютера. Это имеет значение, поскольку проведение занятий с применением персональных электронно-вычислительных машин является неотъемлемой частью учебного процесса.

 

Рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанной с фиксацией взора непосредственно на экране видеодисплейного терминала, на уроке не должна превышать:

- 1-4 классы – 15минут;

- 5-7 классы – 20минут;

- 8-9 классы – 25 минут;

- 10-11 классы – на первом часу учебных занятий 30 минут, на втором – 20 минут.

Оптимальное количество занятий с использованием компьютеров в течение учебного дня для обучающихся 1-4 классов составляет 1 урок, для обучающихся в 5-8 классах – 2 урока, для обучающихся в 9-11 классах – 3 урока.

При работе на компьютере для профилактики развития утомления необходимо осуществлять комплекс профилактических упражнений.  

Во время перемен следует проводить сквозное проветривание с обязательным выходом обучающихся из класса (кабинета).

 

Внеучебные занятия с использованием компьютеров рекомендуется проводить не чаще двух раз в неделю общей продолжительностью:

- для обучающихся в 2-5 классах – не более 60 минут;

- для обучающихся в 6 классах и старше – не более 90 минут.

Время проведения компьютерных игр с навязанным ритмом не должно превышать 10 минут для учащихся 2-5 классов и 15 минут для учащихся более старших классов. Рекомендуется проводить их в конце занятия.

 

Игры и прогулки

Особое внимание следует уделить двигательной активности ребёнка и прогулкам на свежем воздухе. Продолжительность прогулок, подвижных игр и других видов двигательной активности должна составлять как минимум 3–3,5 часа в младшем возрасте и 2,5 часа у старшеклассников.

Как правило, грамотно организованный день школьника быстро приносит положительные изменения в его настроении, самочувствии и успеваемости.

 

Правильное питание

Питание школьника – это тоже часть режима дня. От него зависит гармоничное развитие молодого организма. Во время пандемии лучше минимизировать посещение магазинов и запастись полезными продуктами длительного хранения. Это могут быть:

- фрукты – замороженные или консервированные (последние лучше выбирать в собственном фруктовом соку, а не в сиропе);

- замороженные овощи;

- зерновые (например, «необработанные» овёс или гречка – они хранятся дольше, чем обработанные).

В детском рационе стоит уменьшить количество молочных продуктов, которые содержат большое количество жиров, например, плавленых сыров, несмотря на то что они имеют долгий срок хранения. Эти продукты не обеспечат ребёнка кальцием и витамином D, в отличие от натуральных.

Подробнее о правильном питании для школьников рассказывает врач-реабилитолог Сергей Агапкин: https://youtu.be/IvtHDKBgERM.

Ягодный микс: какие осенние плоды полезны для иммунитета?

Особенности питания детей в осенний период

Автор: admin

Полная версия