Женщины против роботов – битва за колокольню

О тех, кто звонит в колокол, рассказал «Радио 1» руководитель школы церковных звонарей Илья Дроздихин


Читайте нас в: Google Новости

Звонарей может заменить робот: в Подмосковье разработали электронное устройство для колокольного звона. Его автор – Игорь Архипов – рассказал «Радио 1», что собрать такой аппарат несложно.

«В 2003 году был изготовлен первый опытный образец. Электронику сделать достаточно просто, была задача подобрать и разработать сам привод для колоколов, чтобы он имитировал руку звонаря, мог работать с такой же скоростью», – сообщил Архипов.

По его мнению, водворение на колокольне «электронного звонаря» – неизбежная часть прогресса: «Раньше ездили на лошадях, а некоторые паломники предпочитали пешком ходить на святые земли, сейчас почему-то все норовят на самолёте пролететь. Прогресс идёт, и от него никуда не денешься».

О том, умирает ли профессия, журналисты «Радио 1» узнали у руководителя московской школы церковных звонарей, директора колокололитейной мастерской Ильи Дроздихина.

Вместо или вместе?

«Заменить живого звонаря автоматика никогда не сможет. Но в каких-то случаях, может быть, она и будет уместна, потому что у нас много храмов, и там, где есть колокола, нужен профессиональный звонарь. И если подсчитать, их требуется огромное количество. Мы за десять лет обучили больше тысячи человек – это капля в море, по сравнению с теми потребностями, которые есть», – рассказал Дроздихин.

Без слуха и партитур

«Музыкальное образование у звонаря желательно, но не обязательно. Колокола – музыкальный инструмент, то есть определённым законам музыки он подчиняется, но он такой архаичный и самобытный, что ближе, наверное, к барабанной установке. И в звонаре главное не слух, а чувство ритма, а оно практически у каждого есть. И уж после практики каждый начинает звонить вполне хорошо. Но первично не это. Звонарь должен быть православным верующим, потому что миссия звонаря – это своеобразная проповедь. Звонарь созывает на молитву. Конечно, это должен делать человек православный», – подчеркнул Дроздихин.

Он добавил, что в большинстве храмов звонарь играет без партитуры.

«Звонарь каждый раз звонит импровизацию, партитур нет, но есть традиции, определённые приёмы, какой-то почерк. И у каждого звонаря он вырабатывается свой. Правда, есть большие колокольни, где необходимо несколько звонарей, в Троице-Сергиевой лавре, например. Вот там нужны партитуры, сыгранность. Но таких колоколен единицы», – объяснил глава школы звонарей.

Эмансипация на колокольне

Звонарь кажется исключительно мужской профессией, но на самом деле большинство на колокольнях составляют женщины.

«В звонари идут самые разные люди. Как правило – по рекомендации от храмов. Многие думают, что звонарь – это мужская профессия. Но по нашей статистике, больше половины звонарей – женщины. Наверное, две трети. Если колокольня настроена правильно, то даже хрупкая женщина справится с тяжёлыми колоколами. Поют колокола у мужчин и у женщин по-разному. У мужчин звон тяжёлый, монотонный, а у женщин – как ручеёк, переливающийся, более весёлый и мелодичный», – добавил Дроздихин.

Как ростовские старички колокольный звон спасли

Колокольный звон в России был частью жизни каждого, однако после революции эта традиция едва не исчезла безвозвратно.

«В процессе восстановления, воссоздания колокольных звонов мы столкнулись вот с чем: дело в том, что до революции никому не приходило в голову записать колокольный звон. Так что не сохранилось ни одной записи старых звонов. Московская традиция – традиция Новодевичьего монастыря, классика колокольного звона  – сохранилась благодаря одному человеку. Это Владимир Иванович Машков. Он ещё застал дореволюционную манеру звонов, впитал её и передал своим потомкам. Традицию Троице-Сергиевой Лавры сохранил игумен Михей, а самобытную северную традицию передал ученикам Иван Данилов», – поделился Дроздихин.

А вот ростовские звоны сохранились благодаря… фильму.

«Ростовские звоны сохранили ростовские старички. С этим связана интересная история. Дело в том, что запись настоящего колокольного звона понадобилась режиссёру Сергею Бондарчуку для фильма «Война и мир». И в Ростове нашли четырёх стариков, которые и звонарями-то не были, но мальчишками бегали на колокольню и запомнили, как там что делалось. И смогли воссоздать местную манеру колокольного звона. Ростовские звоны записали и издали на пластинке, и только благодаря этому традиция сохранилась».

Восемьдесят на двадцать

Илья Дроздихин рассказал и о том, каким должен быть идеальный колокол: «Основной материал колокола – высокооловянистая бронза: 80% меди и 20% олова. Этот состав даёт хорошее звучание и, в то же время, необходимую прочность. Конечно, можно было бы сэкономить и добавлять больше меди – это сделало бы колокол ещё прочнее. Но тога он не мог бы достаточно мелодично звучать. А увеличение содержания олова неминуемо сделало бы колокол слишком хрупким и недолговечным».

Дроздихин также сообщил, что основные заказчики его колокололитейной мастерской – храмы Москвы и Подмосковья. И недавно колокола там приобрёл храм в Рузе, который возрождается благодаря фонду по восстановлению порушенных святынь.

Благотворительный фонд Московской епархии по восстановлению порушенных святынь был создан по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия 1 декабря 2014 года. Попечительский совет фонда возглавляют митрополит Ювеналий и губернатор Московской области Андрей Воробьёв.

Автор: admin

Полная версия