Социолог Дискин: Россия за 30 лет сформировала самую прогрессивную систему общественного контроля на выборах

Социолог Дискин рассказал, в чëм состоит уникальность и эффективность российской системы общественного контроля за ходом выборов

Фото: iStock.com/Semen Salivanchuk
Читайте нас в: Google Новости
России реализовала за последние 30 лет самую прогрессивную и не имеющую аналогов в мире систему общественного контроля за процедурой выборов. Об этом «Радио 1» рассказал зампред Научного совета ВЦИОМ, член Совета по развитию гражданского общества при председателе Совета Федерации, член Общественной палаты Подмосковья Иосиф Дискин.

«Во-первых, (в России – ред.) действует развитая система выдвижения общественными палатами наблюдателей за выборами. Во-вторых, действует совершенно уникальная и не имеющая аналогов система визуального контроля за процедурой выборов. Этого не было никогда. Создана система, при которой все элементы выборных процедур находятся под визуальным контролем: можно дистанционно наблюдать весь процесс голосования до момента подписания итоговых протоколов выборов», – подчеркнул эксперт. 

По его словам, нигде в мире нет такой развёрнутой системы участия структур гражданского общества в выборах

«США очень гордятся своими демократическими процедурами, но, например, в некоторых штатах говорят, что если кто-нибудь из контролëров приблизится к избирательному участкк, то введут команду стрелять по этому контролëру», – привёл факт Дискин. 

Он напомнил, что в России выдвигают наблюдателей не только кандидаты в законодательные органы и партии, но и общественные организации при содействии общественных палат. 

Зачем нужна такая система общественного контроля в РФ? 


«Ключевой в вопросе функционированич всякой демократической системы является легитимность – доверие граждан к тому, что выборные органы власти, действительно, представляют их интересы, что соблюдены все процедуры, что воля народа в итоге реализуется в структуре законодательной и исполнительной властей», – отметил социолог. 

Многие десятилетия советской истории и уже независимых 1990-х власть занималась разоблачением многочисленных махинаций вокруг выборов. Законодатели отстаивали позицию, что партии не должны «обслуживать персонально чьи-то интересы или политические амбиции», а работали на благо народа. 

«В этой ситуации нужно было систематически обеспечить убеждённость граждан в том, что как люди проголосовали, так всë и получилось, что люди голосовали без давления. Длительное время шли дискуссии, как это сделать, и Общественная палата РФ выступала за участие независимых структур гражданского общества, не заинтересованных в результатах политической кампания. Только так можно обеспечить доверие граждан. Шаг за шагом удалось этого достичь», – объяснил эксперт. 

Наше избирательное законодательство совершенно? 


«В международном праве даже близко нет ничего сопоставимого. Законодательство РФ уже довели до очень высокого качества. Вопрос сейчас состоит несколько в другом – в правоприменительной практике», – считает Дискин.

По его мнению, нужно подготавливать и тренировать общественных наблюдателей. Для контроля за выборными процедурами необходимо выбирать только тех, кто мотивирован действовать принципиально и будет активно реализовывать свои права, которых избирательным законодательством предусмотрено немало. 

А как дела обстоят с контролем над дистанционным электронным голосованием (ДЭГ)? 


Социолог уверен, что главное преимущество электронного голосования состоит в привлечении большего числа избирателей среди молодёжи, которая глубоко погружена в цифровую среду. 

«Позиции молодëжи в значительной мере определяют тренды общественного развития – это эмпирический факт, поэтому без ДЭГ трудно рассчитывать на еë вовлечение в избирательный процесс, а значит, трудно полагаться на то, что молодые люди будут брать ответственность за судьбу развития страны», – пояснил собеседник «Радио 1». 

Он добавил, что существуют все необходимые нормы, при которых структуры общественного контроля могут следить за реализацией процедуры ДЭГ. Даже скептики, подчеркнул Дискин, признали, что здесь практически нет замечаний: действуют квалифицированные эксперты, работает система контроля за процедурой и программным обеспечением. 

Что будет с общественным контролем на выборах в новых регионах? 


«В ДНР и ЛНР общество восемь лет билось за воссоединение с Россией. Там «выковалось» активное и стальное гражданское общество. Я лично знаком с многими членами общественных палат Донецкой и Луганской Народных республик. Там выборы будут просто поголовными, и каких-либо проблем, я думаю, не будет», – уверил эксперт. 

В Херсоне и Запорожье иная ситуация. В этих регионах оказывают огромное давление украинские власти, в том числе с помощью запугиваний и провокаций. 

«Нужно идти и убеждать каждого, что уровень и качество голосования – это вопрос для последующего урегулирования (ситуация в областях – ред.) и преодоления давления запада. Это вопрос ответственности гражданского общества», – заключил Дискин. 

Ранее сообщалось, что по инициативе Координационного совета по общественному контролю за голосованием при Общественной палате РФ прошла конференция, посвященная годовщине общественного контроля за выборами в России. 

Автор: Андрей Гаврилов

Полная версия