Экологический туризм становится в Подмосковье всё популярнее. В регионе – десятки экоферм, где можно пообщаться с альпаками, енотами, страусами и даже крокодилами. Корреспондент «Радио 1» отправилась в зоостудию под Каширой, где живут и обучаются животные-актёры.
Волки, лисы, северные ездовые собаки, совы, олени, лама, верблюды – десятки разных животных объединила локация с говорящим названием «Ковчег». Попасть сюда можно только с экскурсией по предварительной записи – в том числе и для того, чтобы животные не уставали от чрезмерного внимания людей.
Здесь расскажут в каких проектах снимались обитатели зоостудии, об удивительной дружбе между животными разных видов. В основном, это случается в детском возрасте, когда зверята растут вместе, играют. Уже будучи взрослыми, подружились сервал Ману и собака Лесси. У них общий домик. На экскурсии расскажут, что животные общаются на особом языке – языке тела.
А вот история Дейлы. Детёнышем её выронила бельчиха, люди выходили крошечного бельчонка, передали в «Ковчег». Белка ручная, общается с посетителями, живёт в вольере, по территории питомника не бегает, иначе поймают кошки.
Пятнистую олениху Терру можно погладить, покормить. С некоторыми животными разрешат поиграть – например, с хаски. Зимой – покататься на собачьих упряжках, летом заняться дог-трекингом.
А вот с вороном Карлушей можно разговаривать, но ни в коем случае, не просовывать к нему пальцы. Экскурсоводы предупреждают: он тот ещё хитрец, может запросто стащить варежку. Да и вообще не стоит нарушать правила питомника – это и меры безопасности, в том числе.
У воронов говорят только самцы. Карлуша перенял голос Николая, одного из основателей «Ковчега». Со временем ворон стал звездой экрана. Связано с ним и немало забавных случаев. Один из них произошёл во время съёмок фильма «Чебурашка».
«Животные сидели в клетках: наши киноволки, еноты, совы. И в одной из клеток должен был сидеть Чебурашка. Карлуша сидел в верхней клеточке, молчал. Когда режиссер скомандовал: «Мотор, камера, тишина на площадке», в кадр заходит актёр, и вдруг Карлуша начинает разговаривать. Первая реакция режиссёра: кто посмел вообще говорить на площадке говорить? Вторая история связана со съёмками фильма «Вампиры средней полосы» со Стояновым. Он очень смешной, постоянно шутит не только со сцены – он по жизни такой. И вот, когда мы находились на площадке, за кадром, Стоянов пошутит – Карлуша смеётся, и всё время в тему. Всем очень понравилось», рассказала хозяйка зоостудии Анна Пономарёва.
После продолжительной экскурсии на свежем воздухе перемещаемся в чум. Здесь очень тепло и атмосферно: всё построено и сшито своими руками, можно примерить национальные костюмы и украшения. Напоят травяным чаем с блинами со сгущёнкой. Вы словно перемещаетесь в другое измерение – только что были в средней полосе России, и вот уже в тундре, слушаете ненецкий эпос в исполнении Хадри Окатэтто. Он поведает о быте и культуре кочевых народов.
«Окатэтто – значит «род многооленный», Хадри – «вечный снежный буран». Я родился на севере Ямала, там до сих пор кочуют мои родители, братья. Я должен был быть банковским специалистом, но традиционная культура не отпускает. Где бы я не жил, вокруг всегда этническая культура. Можно назвать меня кочевником 21 века. В 21 веке кочевать можно, где угодно», рассказал собеседник «Радио 1».
На программе «Каюр» научат управлять упряжкой оленей даже четырёхлетнего ребёнка. У кочевых народов дети начинают ездить уже с трёх лет, а пятилетку отпускают одного в гости к бабушке за несколько километров от родного чума. В семь лет девочка уже может шить одежду и обувь. Мировоззрение оленеводов-кочевников направлено на созидание.
«Когда человек создает всё своими руками, он это больше ценит, понимает, больше чувствует то, что его окружает – природу, других людей, животных, всё что, что его окружает, оно наполняет», делится Хадри.
Несколько часов общения с животными и их заботливыми хозяевами наполняют радостью. Экотуризм – это не только созерцание красоты, но и осознанное потребление, ответственное отношение к природе.